Старый альбом: Автоколонна 1793, Орехово-Зуево | анонсы на zarabotok-igra

Подобные презентационные альбомы, дорогие и богатые, делали на многих автопредприятиях. Этот формат позволял быстро продемонстрировать большому начальству, что на предприятии есть, и чем оно живёт.
Несколько таких альбомов о различных предприятиях системы сохранилось в фондах Музея Мострансавто. Несколько лет назад мы заглядывали в историю Видновского ПАТП, где до недавнего времени находился музей подмосковного транспорта — а сегодня посмотрим на фото из альбома про орехово-зуевскую Автоколонну 1793.

Обложка

Альбом выполнен максимально дорого-богато. Ручная работа!

События альбома остановились в 1992 году

Все страницы альбома отрисованы вручную специально привлечённым для этого художником (скорее всего, не местным — чуть ниже покажу, почему). Основной автор альбома — начальник отдела безопасности движения автоколонны, внештатный инспектор ГАИ Михаил Урман. Интересно, что кое-где он же фигурирует под именем Хаим. Ошибка, родственник, либо он, уже работая в автоколонне, сменил имя на менее экзотическое — сказать трудно.

Так сказать, почерк старого БДшника трудно перепутать

БДшники — это такие весёлые ребята, которых с зубовным скрежетом недолюбливает шофёрская братия. Они выполняют функции по взаимодействию автопредприятия с ГАИ, а также частично берут их на себя, имея возможность наказывать нарушителей из числа своих сотрудников. Они же занимаются всем, что связано с происшествиями с машинами предприятия — начиная от выезда на место ДТП, и заканчивая лекциями и разбором происшествий уже в гараже.

Основу парка а/к 1793 составляли 677-е ЛиАЗы — тем более, делали их по сути в городе-спутнике Орехова-Зуева, Ликино-Дулёво.

Подмосковная зимняя тоска. Первая половина 80-х, я так подозреваю

Имелся на предприятии и довольно странный 677-й, явно не служивший пассажирской машиной, а бывший чем-то агитационным. На одной (плохо различимой) фотографии видно, что у Лунохода с фото ниже зашита задняя дверь, а агитацией залеплены по сути все окна.

1985 год — тот самый товарищ Урман стоит рядом с Волгой

Вообще товарищ Урман посвятил своим служебным Волгам добрую четверть альбома — он просто пестрит фотографиями 24-к с матюгальниками. Причём — судя по всему, 24-ки хоть и разные, но все из а/к 1793. Думаю, ему в 80-х очень не хватало Драйва2, чтобы делиться этими картинками со всем миром.

Одна из Волг товарища Урмана даже попала на обложку журнала "За безопасность движения" в 1979 году. Думаю, этим достижением он особенно гордился.

Служебные "Волги" службы БД из Автоколонны 1793 даже таскали на выставки как передовые образцы в Москву — в альбоме есть фото как минимум с двух разных показов. Кстати, за переоборудование в автомобиль БД одной из своих служебных 24-к (матюгальники и связь) Урману с коллегой даже присвоили золотую медаль ВДНХ.

А до 24-ки под БДшником а/к1793 гоняла 21-я. Здесь, правда, интереснее самоходный сарай на шасси ГАЗона, который на таком фото трудно идентифицировать

Отдельно в альбоме рассказано о работе на крупных массовых мероприятиях. Вот, например, путевой лист — какая неожиданность! — БДшной Волги с обслуживания Олимпиады-80.

А вот ЛАЗы, собранные со всего Подмосковья (да и с остального Союза — тоже) обслуживают XII-й международный фестиваль молодёжи и студентов в 1985 году. И снова — Волга с матюгальником хоть как-то, но засунута в кадр. Отдельно к этому фото приложена благодарность высокого руководства работавшим на фестивале сотрудникам автоколонны.

На переднем плане — ЛАЗ из а/к 1376 города Жуковского

И снова древнерусская тоска — жизнь в Подмосковье штука вообще не самая красочная. И снова 24-я Волга с матюгальником.

Впрочем, 24-е Волги в автоколонне работали не только как радость жизни начальника отдела БД. В большинстве городов Подмосковья автобусные парки выполняли функцию ещё и легковых таксопарков, грузовых автопредприятий, а кое-где — даже гаражей скорой помощи.

Стоянка легкового такси на 60 единицБудни ремзоны

И ещё о буднях ремзоны. Вот починяют Икарус. Судя по всему, это уже перестроечные годы — на что намекает реклама на борту.

А вот Икарус-280 первой половины 80-х прикатил с линии в гараж.

Кое-какую мелочёвку из запчастей в автоколонне умели делать сами

А на фото из серии "ЛАЗ на водопое" предприятие хвастает новой собственной АЗС на территории гаража.

В декабре 1988-го в Армении произошло Спитакское землетрясение — одно из тяжелейших по своим последствиям за историю СССР, да и всего мира. Уже через две недели водители Автоколонны 1793 отправились в необычный рейс: они доставили в город Масис новенькие Луноходы ЛиАЗ-677 в количестве 16 единиц. Учитывая, что автобусы ЛиАЗ той поры сравнимы были по качеству изготовления разве что с "Колхидами", а в путь-дорогу колонна выехала 27 декабря (и финишировала 3-го января, уже в 1989-м) — без сомнений предположу, что кому-то пришлось встречать Новый Год под неисправным автобусом. Да и дорога — не подарок: в зиму, такую даль, на городском автобусе с автоматом, и через три горных перевала. Вот это — роадкилл так роадкилл…

Легенда маршрута Ликино-Дулёво — Масис, и вырезка из местной газеты

Новых водителей автоколонна готовила своими силами, для чего имелся специально подготовленный Луноход ЛиАЗ-677МБ. Эта машина дожила чуть ли не до 00-х.

Парковка в гаражеГруппа курсантов и сотрудники автоколонны на фоне ЛиАЗа

А теперь — немного непрофильного, но от того не менее интересного.
В автоколонне имелись гаражи для техники гражданской обороны. Живший в этом самом гараже ЛиАЗ-677 шесть лет назад стал автобусом-памятником в Ликине-Дулёве, на своей собственной родине. Автобус для установки на постамент выкупил у автоколонны и восстановил сам ЛиАЗ.
Ну, а для работников предприятия полагались гаражи для легковых автомобилей.

Автоколонна, как и всякое другое уважающее себя крупное предприятие, строила и жильё для сотрудников. Что-то подсказывает мне, что не успей они достроить этот дом к 1990-му — не закончили бы стройку уже никогда. В наши дни мои камрады из числа работников гаражей МТА платят ипотеку уже сами за себя…

Похоже, художник-оформитель всё-таки был не местным

А эта страница впечатлила меня до глубины души. С 1987 и как минимум по 1992 год в ореховской Автоколонне 1793 работал швейный цех: "так трудовой коллектив ищет своими силами выживание".
К 1992-му в автоколонне шили:
— чехлы и подголовники на сидения автобусов;
— чехлы на сидения легковых автомобилей;
— рукавицы;
— детские брюки (!);
— трусы (мужские, детские) (!)
Сдаётся мне, что дела у предприятия в ту пору были довольно стрёмными, и про поиск выживания — не очень-то и преувеличение.

А что в 2021-м? Автоколонна 1793 существует в полном объёме, и по-прежнему входит в объединение подмосковных автопредприятий, ныне именуемом "Мострансавто" (с недавних пор, правда, уже не ГУП, а АО со 100% акций у Московской области).
Автобусы а/к 1793 работают на большинстве маршрутов Орехова-Зуева и окрестностей, в том числе — обслуживают флагманский для любого подмосковного гаража маршрут на Москву. У автоколонны много современных автобусов, а так как филиал расположен достаточно далеко от МКАДа — то он пока не очень интересен тем, кто откусывает от МТА кусочек за кусочком. Есть и свои беды, общие для всей системы. Но если коротко — то трудно сказать, что предприятие процветает, но оно живёт и существует вполне стабильно. И даже о выживании за счёт продукции швейного цеха давно уж не слышно.

Чего не скажешь о Музее МТА. В этом июне Музей Мострансавто в Видном, и без того труднодоступный, уже окончательно прекратил свою работу. Признаюсь — до сих пор не решился позвонить его хранителю и единственному работнику, Анатолию Ивановичу — человеку сильно пожилому — с очевидно болезненным для него вопросом насчёт закрытия музея, 20 лет проработавшего под его началом.

В 1992-м году авторы альбома чувствовали себя тревожно, но пытались хотя бы делать вид, что всё будет хорошо

Дело в том, что Видновское ПАТП, в котором он располагался, этим летом расформировано, а гараж — сдан в аренду целиком, под автобусный парк, но уже частному заведению. Экспонаты музея при выселении перевезли в Чехов, где они будут храниться в местном филиале МТА — но их дальнейшая судьба, как и в целом перспектива возобновления работы музея хоть где-то, остаются туманными.

На этой ноте у меня на сегодня — всё. До встречи на следующей остановке!
И, как обычно, напоминаю про наш канал в Телеграме о старых автобусах и всяком сопутствующем.

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий