Путь к небу. Перевалы Чегетджара и Школьный. Вершина горы Чегетджара. | анонсы на zarabotok-igra

Всем привет!

По просьбам трудящихся немного отвлекусь от Дагестана и расскажу о старой заброшенной дороге из Черекского в Хуламо-Безенгийское ущелье через перевалы Чегетджара и Школьный. Она считается одной из самых сложных автомобильных дорог на Северном Кавказе и связывает между собой балкарские села Верхняя Балкария и Безнеги.

Раннее утро мы встретили в Верхне-Балкарском заповеднике, о котором я расскажу позже.

Верхне-Балкарский заповедник.

Проснулись очень рано. Впереди нас ждала непростая дорога высоко в горы, а поскольку в это время года дымка и тучи затягивают вершины гор ближе к полудню даже при ясной погоде, то терять утренние часы нам категорически не хотелось. Ведь чтобы увидеть 6 из 8 пятитысячников Кавказа, нам нужно было оказаться на вершине перевалов строго до полудня.

Начало пути на перевал Чегетджара.

Когда-то этот путь был скотогонной тропой из Верхней Балкарии в Безенги. Но в середине 20 века вблизи горы Чегетжара открыли и начали осуществлять разработку полиметаллических руд, поэтому туда пробили дорогу как со стороны Черекского, так и со стороны Хуламо-Безенгийского ущелья.

Перевалы на дороге в разных источниках имеют разные названия. Где-то они называются Чегетджара и Школьный, где-то Школьный и Думала, где-то Чегетджара и Думала. Одно я знаю точно, правильное название самого высокого перевала — Чегетджара, по одноименной вершине, через которую проходит дорога. Название же Думала происходит от реки протекающей тут. Но также это название имеет другой перевал, ведущий в следующую долину на запад. Название Школьный возникло предположительно потому, что в советское время через него водили школьные экскурсии.

Рудник полиметаллических руд давно заброшен и дорогу никто не обслуживает, полку не чистит и не расширяет. Автомобильная дорога опять превратилась в скотогонную тропу.

На высотах 2200 — 2600 метров над уровнем моря раскинулись альпийские луга. Там пасутся полудикие яки. Их тут разводят уже много лет. Большая высота и холодный климат им наиболее подходит.

Яки на альпийских лугах по дороге на перевал Чегетджара.

Подъем от Верхней Балкарии до перевала Чегетджара имеет перепад 2000 метров по высоте при длине подъема порядка 15 километров.

И вот мы уже на полке с которой хорошо видна Безенгийская стена из пятитысячников Кавказа.

На фоне Безенгийской стены.

Побывать именно здесь и увидеть эту стену было одной из главных целей всего путешествия. Цель достигнута, и даже набегающие облака нам не сильно помешали.

Я и Голубой Гром на фоне Безенгийской стены.

Здесь находится аж 6 из 8 пятитысячников Кавказа. Дыхтау — 5205м, Коштантау — 5152м, пик Пушкина — 5100м, Джангитау — 5085м, Шхара — 5068м и Мижирги — 5025м.

И тут в голову приходит мысль: а что если заехать еще выше? Перевал высотой в 3124м уже достигнут. Можно попробовать заехать на вершину горы Чегетджара высотой 3414м.

Чтобы было понятно. Нам нужно найти путь вверх по этой осыпи, желательно наименее крутой и без сыпухи.

Чтобы подняться на вершину горы Чегетджара нужно проложить путь по этой осыпи.

Дорога уходит направо в обход горы, мы же едем налево и вверх. Там не такой крутой подъем. Вскоре дорога остается внизу.

А перед нами все лучше и лучше открывается вид на Безенгийскую стену.

Безенгийская стена.

Тут даже кто-то когда-то ездил. Видны старые размытые следы от тяжелой техники и от квадрациклов. Их изрыли ручьи и промоины. Ехать по ним не представляется возможности, поэтому едем по ковру. Первая пониженная 3.15, обе блокировки и потихоньку ползем вверх.

Подъем на вершину горы Чегетджара.

Впереди еще более крутой подъем вверх и несколько пересечений промоин. Поэтому сначала идем в пешую разведку. Бегать по горам приходится много, а на высоте 3300 метров это не очень то просто. Но лучше немного побегать и отыскать правильный проход, чем потом разворачивать машину на уклоне больше 35 градусов.

Пока я разведаю проезд, нас настигают облака. Мы чуть чуть не успели подняться на вершину перед тем как они поглотили нас.

Вскоре следы заканчиваются. Но это даже к лучшему. Старые след становится основным путем для схода талых и дождевых вод и постепенно он превращается в глубокую изрытую канаву, пересечь которую крайне трудно. Поэтому ехать по ковру без пересечения размытых канав гораздо проще.

Уже почти на вершине.

Тут даже просто тронуться сложно. Тяжелая груженая машина на высоте 3400 метров и на уклоне около 30-35 градусов трогается только на 3000 оборотов двигателя. На вершину же забираюсь в отсечке мотора. Температура масла АКПП и охлаждающей жидкости достигает 110 градусов, хотя на улице не больше +7.

Ура. Мы на вершине горы Чегетджара.

Отсюда открываются просто сумасшедшие виды.

Мы очень рады, что наш авантюрные подъем увенчался успехом.

На вершине горы Чегетджара.Я на вершине горы Чегетджара.

Хотя по фоткам я какой-то суровый. Наверно уже думаю, как отсюда спускаться. Ведь не всегда спускаться проще чем подниматься. Придется ехать на первой пониженной и тормозах и очень бы не хотелось чтобы они перегрелись и отказали. 3 часовой подъем на какие-то 300 метров, это столько же сколько занял до этого подъем на 2000 метров из Верхней Балкарии. Хорошо что повезло с погодой, не было дождя сегодня и несколько дней до этого. Подниматься под таким углом по верховому болоту и мокрым камням я бы не решился.

Голубой Гром на вершине горы Чегетджара.

Мне точно не известно поднимался ли кто-нибудь до этого на вершину горы Чегетджара на гражданском автомобиле. В открытых источниках данных об этом нет. Но мне почему-то не кажется что это был первопроход. Как-то легко и непринуждённо он получился. Хотя может нам просто повезло…

Путь вниз до дороги занял минут 40. Тормоза мы не перегрели хотя вонь стояла ужасная. Дальше был спуск с перевала Чегетджара, потом перевал Школьный высотой 2997м и мы попали в соседнее ущелье.

Путь вниз.Это уже горы с другой стороны Хуламо-Безенгийского ущелья.

По дороге вниз мы встретили пару ЗИЛов добывающих камни и стадо диких лошадей.

Хуламо-Безенгийское ущелье.

Дорога вниз оказалась довольно простой, сказывался меньший уклон дороги, большее количество полок на серпантине и общая накатаность. Видно что подъем именно с этой стороны пользуется большей популярностью у местных жителей.

Оказавшись внизу мы остановились на поздний обед.

Как-то так! Продолжение следует…

P.S. Лайки и репосты приветствуются и мотивируют автора писать новые статьи.

Оглавление
От моря до моря через шесть республик и один край Северного Кавказа.
Где закапывали Саида из "Белого солнца пустыни"? Уникальная песчаная гора в Стране Гор.
Бархан «Большой брат» как наглядный пример деятельности человека.
Самый высокогорный аул России и вершина Дагестана — Базардюзю.
Самый глубокий каньон в Европе и главная природная достопримечательность Дагестана — Сулакский каньон.
Вдоль Самура до границы с Азербайджаном.

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий