Что произойдет с автомобилем, если в топливе будет вода? Как минимум, затрудненный пуск двигателя, рывки при движении, нестабильная работа двигателя. В худшем случае – его поломка.
Для тех, кому лень читать, предлагаю посмотреть видео с нашим экспериментом:
Возможно ли представить в продаже топливо с водой? Первая и самая очевидная мысль, что это некий Василий Алибабаевич "бензин ослиной мочой разбавлял". История с разбавлением бензина на АЗС самая простая и понятная для восприятия, но… не совсем правильная.
Сегодня на российских АЗС действительно попадается «разбавленный» бензин, но речь идет не о воде и твердых фракциях, а об увеличенном количестве серы, сокращающей срок службы катализаторов, форсунок и масла, кислорода, способствующего оксилению всех контактных деталей, кислородсодержащих добавок, негативно влияющих на резиновые элементы топливной системы и ДВС.
Есть и хорошие новости: доля некачественного и фальсифицированного топлива на российских заправках за последние 5 лет сократилась с более чем 20% до 8,9%. Такие данные приводит Росстандарт по итогам проверок за 2019 год. Улучшение ситуации на топливном рынке связывают с системной совместной работой регулятора и сильнейших игроков рынка (крупные топливные компании).
И, что важно в контексте нашего эксперимента, воды в этом “разбодяженном” топливе все равно нет.
Тем не менее, вода все же может попасть в топливо вашего автомобиля, причем для этого и ездить никуда на АЗС не надо.
Все дело в законах физики — во время эксплуатации и простоя (например, связанного с самоизоляцией), в баке образуется конденсат.
Топливный бак "дышит", сообщается с атмосферой — чтобы внутри не накапливались пары, в его конструкции всегда и система вентиляции, и паровоздушный клапан двухстороннего действия, который отвечает за сообщение объема бака с атмосферой, и помогает выравнивать давление.
Давление растет, когда топливо в баке нагревается летом, или же снижается при расходовании топлива. Клапаны помогают компенсировать разницу в давлении, чтобы в баке не было ни избыточного давления, ни разрежения. Такая конструкция обеспечивает баку безопасность, но не препятствует образованию воды в баке.
Из попадающего в бак воздуха (чем меньше бензина, тем его больше) при охлаждении бака конденсируется влага. Чем выше влажность воздуха, чем больше перепад температур — тем больше воды в баке. Некоторое количество воды может попасть в него и при заправке, если она осуществляется в дождь или снег.
При этом вода не смешивается с бензином, так как ее плотность выше. В итоге вода просто постепенно опускается на дно бака, откуда испариться уже никак не может. В случае с дизтопливом картина немного другая – ведь оно гигроскопично, и значительную часть воды может поглощать.
Чтобы подтвердить данные теоретические выкладки инструментально, я обратился в Научно Технический центр “Цельсий Проф”. Идея увлекла коллег, и нам удалось договориться о проведении эксперимента.
Вид на климатический комплекс НТЦ. Справа — главный инженер НТЦ Александр Ткаченко. Внизу — проводимые в климатических камерах испытания различной спецтехники на низкие температуры и воздействие статической и динамической пыли
НТЦ “Цельсий Проф” — одна из немногих в России организаций, где проводятся испытания различной техники на воздействие внешних факторов (холод, жара, иней, роса, соляной туман, пониженная и повышенная влажность при различных сочетаниях температур воздуха, повышенное и пониженное атмосферное давление, статическая и динамическая пыль). Клиенты — ведущие российские заводы и НИИ, предприятия оборонной промышленности.
Компрессоры климатических камер НТЦ
Для проведения нашего эксперимента мы использовали климатическую камеру, в которой можно воссоздать диапазон температур от -70 до +120 градусов Цельсия, и специальный стенд, построенный вокруг "камазовского" топливного бака.
Обычно данный стенд используется для оценки предельной температуры прокачиваемости различных видов топлива при низких температурах.
Бак заполнен на треть. Наша задача — смоделировать ситуацию, когда полупустой бак автомобиля сначала остывает, потом нагревается, и так несколько раз подряд.
Это эквивалентно ситуации, когда вы заправили полбака, поездили, запарковались. Ночью автомобиль остыл, утром — нагрелся, и с каждым днем воды в баке все больше.
Для ускоренного моделирования данной ситуации, в климатической камере была установлена температура -6 градусов Цельсия, температура топлива составила -5 градусов Цельсия.
В бак через систему его вентиляции нагнетался атмосферный теплый воздух (температура +23 градуса Цельсия) с влажностью около 75%.
Мы установили в бак экшн-камеру, и смогли в реальном времени наблюдать за ходом 15-минутного эксперимента.
Результат не заставил себя долго ждать.
Сначала в баке образовался туман (мелкодисперсная взвесь), потом на центральной перегородке стало заметно значительное выпадение конденсированных осадков в виде капель диаметром 2-3 мм.
Капли воды буквально ручьем катились вниз по стенкам бака и попадали в топливо. Очень наглядное доказательство того, что физику не обмануть.
Схема эксперимента
Прокомментировать этот эксперимент мы попросили экспертов:
Чуяков Виктор, Руководитель программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив компании «Газпром нефть». (эти парни контролируют в том числе качество топлива на одноименных АЗС)
“К сожалению, топливная система автомобиля негерметична. Вместе с воздухом в бензобак проникает атмосферная влага, которая конденсируется при перепадах температур. Чем больше объем воздуха в бензобаке, тем больше влаги будет скапливаться. В бензине вода не растворяется, она скапливается внизу бензобака. А вот в дизельном топливе часть воды может раствориться. И при резком понижении до отрицательных температур, эта вода выпадет в кристаллы и забьет топливный фильтр. Двигатель просто не заведется. Поэтому естественная рекомендация — при перепадах температур лучше заправлять бак до полного, чтобы минимизировать количество воздуха в бензобаке. “
Александр Ткаченко, Главный инженер ООО НТЦ “Цельсий-Проф”:
“При эксплуатации техники часто наблюдается эффект выпадения конденсированных осадков на внутренних поверхностях топливных баков. Данный процесс довольно таки длительный и носит накопительный эффект. Чем меньше топлива в баке, тем больше свободного топлива находится над поверхностью зеркала топлива, и тем больше конденсированных осадков может выпасть на внутренних поверхностях стенок бака. Образовавшаяся вода попадает в топливо, а затем, через топливозаборник, в элементы системы питания двигателя топливом. "
По словам специалистов, наиболее остро эта проблема стоит для техники с металлическими топливными баками, но с ней, в пусть и в меньшей степени, сталкиваются и владельцы автомобилей с полимерными/пластиковыми баками.
В зависимости от конструкции системы вентиляции, будет варьироваться и место, где первым делом начнет образовываться конденсат.
Потом климатическая камера была выключена, и спустя час провели второй эксперимент, уже менее научный — загрузили стенд с слегка нагревшимся к тому времени (примерно до -1) баком на тележку, и вывезли его на улицу в +22, предварительно установив камеру.
Наблюдение показало, что при нагреве бака до -1 в нем уже образовался конденсат, количество которого стало стремительно увеличиваться при естественном нагреве бака на улице в течение 15 минут.
Более подробно все можно посмотреть на видео.
Другими словами, чтобы появилась вода в баке — совсем необязательно хлебнуть "разбодяженного" водой топлива. Независимо от того, какое дизельное топливо или "бензин" вы используете, вода в баке образуется не из топлива, а из воздуха. Такие вот законы физики! Кстати, о них знали предшественники нынешних автомобильных инженеров — на многих баках раньше были краники для слива воды.
Сейчас воду из топлива удаляют при помощи специальных добавок, которые заливаются в бак. А вот использовать спирт инженеры не рекомендуют – он может изменить условия сгорания топлива, и негативно повлиять на работу двигателя. Спирт, конечно, входит в состав популярного в Европе биотоплива, но помимо прочего в нем есть специальные антиокислительные присадки, которые в обычном российском топливе отсутствуют.
Поэтому основной совет по итогам эксперимента — не оставляйте большой объем пустого пространства в бензобаке. Чем меньше объем воздуха в баке – тем меньше в нем будет влаги. Заправляйтесь до полного, и проблема образования воды в баке вас вряд ли потревожит.
Друзья, вам слово! Что думаете на тему нашего эксперимента? Сталкивались ли вы с проблемой воды в баке? Если да, то как решали ее? Делитесь мнениями в комментариях! Если материал понравился, буду рад вашему репосту!
Читайте также:
Залили больше, чем влезает в бак: обман на заправке или норма? Мы провели эксперимент.
Источник: