На снегоходах до Белухи. Неделя автономки, более 400 км. пути. Часть 2. | анонсы на zarabotok-igra

Продолжение истории о том, как мы добирались зимой на снегоходах до Белухи. Начало в предыдущем посте.

Дорога в никуда
Поток колючего снега становился все напористей. Идущие впереди снегоходы начинали пропадать из вида за плотной белой стеной. По боками уже почти ничего не нельзя разобрать: горы, деревья и небо слились в одно серое целое. Шум ветра стал заглушать рев мотора, я отчаянно добавлял газа в надежде догнать ускользающую колонну. Теперь перед глазами была сплошная пелена. На огромной скорости я летел в никуда…
-Тилинь-тилинь, тилинь-тилинь!
Картинка снежного буйства медленно растворилась в темноте, я с трудом открыл глаза. В темноте светился телефон, это он меня вырвал из крепкого сна. На циферблате было 5-45, по многолетней привычке проснулся раньше группы. Слабый свет айфона озарил небольшое зимовье. Вчерашние события быстрым калейдоскопом пролетели перед глазами: езда по заснеженной Катуни, снегопад, застреваем, зимовье на Тайменном озере.
Закинув привычным жестом бутылку с водой, я так и не дождался живительной влаги, в бутылке был лёд. Ночью совсем не хотелось вылазить из теплого спальника и подкидывать дрова. В результате утром в домике стояла минусовая температура. Пора будить товарищей и слушать их восторженные отзывы о том, как они счастливы подняться в столь ранний час.

Грандиозные планы
На улице еще темно, мы заправляем снегоходы и готовим все самое необходимое в дорогу. За ночь машинки прилично припорошило снегом, а это значит, что ехать будет еще трудней чем вчера. Перед нами будет «пухляк».

Сегодня мы хотим сделать серьезный марш-бросок. От Тайменного озера мы должны подняться вверх по руслу реки Становая выше 2000 м. и опуститься по руслу Тюргеня до следующего зимовья. Длина пути порядка полусотни километров. На нашем пути будет тяжелый снег, крутые подъемы и, вполне возможно, лавины. Получится ли все пройти сразу пока не ясно, но мы будем пробовать.
Поскольку мы на территории Катунского биосферного заповедника, то с сегодняшнего дня нас сопровождает старший участковый инспектор — Алексей Казанцев на своем снегоходе. Теперь в нашей команде семь снегоходов и три человека с редким именем Алексей)

Первые несколько километров проходим по вчерашнему маршруту, а после уже сворачиваем на едва проезженную дорожку. Её инспектор Алексей накатал буквально вчера, для сегодняшнего прохода. Буквально через полчаса случается первая неприятность. Я на небольшой скорости прохожу один из подъемов, как вдруг на самом верху на дороге оказываются несколько ям, снегоход кидает сначала в одну сторону, потом резко в другую. Ничего особенного вроде не происходит, но второй рывок какой-то особенно резкий. Снегоход валится влево, я падаю направо. Коленный сустав левой ноги сильно натягивается и внутри ногу пробивает огненная стрела. Перед глазами идут круги, дышать от накатившей боли становится тяжело. Обычная ситуация, я десятки раз так падал и все было в порядке, но сейчас я лежу лицом в снегу и тихо постанываю, жду пока боль пройдет. Вместе с болью пришли чувство злости и разочарования. Как же так? Езжу столько лет и вот так вот глупо упал, возможно порвал связки на колене? Порефлексировав десяток минут, я с трудом сажусь обратно на снегоход, заботливо поднятый из глубокого снега товарищами. Теперь ехать нужно крайне осторожно, второго падения я не переживу. Каждая кочка на пути откликается болью в колене.
Вскоре мы доходим до того места, где накатанный Казанцевым след заканчивается. Дальше идет девственно чистый снег, следующие сорок километров. И тут начинается самое интересное. Алексей бодро рвет с места, спускается в занесенное снегом русло реки и … пропадает за деревом. То есть за него он заезжает, но не видно, чтобы он оттуда выехал. Издалека доносятся ритмичные звуки включения заднего хода, рев газа, переключения передачи и все повторяется снова. Наконец картина проясняется. Оказывается, снегоход начинает вязнуть прямо здесь, после спуска, и Алексей с большим трудом, после многократных попыток проходит всего несколько десятков метров. Привал, пора отдохнуть и собраться мыслями, как же двигаться дальше.

Решено разгрузиться прямо здесь. Наши проводники оставляют сани с вещами и горючим, максимально облегчают снегоходы. Вернуться сюда по наезженной тропе можно очень быстро. А вот бить дорогу по такому непростому снегу нужно на максимально легком транспорте.

Первым пытается проехать Давыдов на своем четырехтактном монстре и тут же вязнет. Трамбовка снега, подкоп, раскачка, отъезд назад.

Теперь вперед пробует прорваться Сергей на своем Scandikе с SWT гусеницей шириной 60 см. с усиленными грунтозацепами. Забегая вперед, скажу, что в итоге это оказался самый проходимый снегоход. Но даже он теперь тонет в снегу.

Мы же стоим позади и наблюдаем за этим действом наших проводников, пытаясь понять, как же мы таким темпом планируем преодолеть несколько десятков километров сегодня. Ведь за ближайшие полчаса мы едва ли продвинулись на сотню метров вперед. А ведь от следующего зимовья до Белухи еще полсотни. Как ни странно, эта новость меня нисколько не печалит, а лишь заводит. Чувствую будет всё не просто по плану, а с приключениями! Как я люблю)
Проходят часы. Долго, трудно, откапывая одного за другим, мы черепашьим темпом все же едем вперед. Дальше снег уже не такой мягкий и наконец наше движение обретает мало-мальски стабильную скорость. Ура! Мы наконец несемся с недостижимой до этого скоростью 20-30 км. в час! Но это ненадолго, пока не начался подъем. Технически это самое сложное: подниматься в гору по пухлому снегу. Женя готов поехать вперед на горнике при одном условии:
-Чур выкапывать вместе будем! – кричит он и с ревом уносится вперед. Нам хорошо видно, где теперь его нужно откапывать. Проход превращается в командную работу лопатами и руками. Снегоходы проваливаются на глубину в рост человека на подъеме.

Копаем, толкаем, тянем. Один за одним поднимаемся наверх. Через полчаса на месте битвы с пухляком готовая дорога. Нельзя оставлять за собой беспорядок, потому как нам в любом случае нужно сюда вернуться за грузом. Выравниваем растерзанный снег лопатами, аккуратно трамбуем его следующими снегоходами. Путь к отступлению готов!
Неторопясь траверсим по склону, первым идёт Сергей. Гляжу по сторонам и поёживаюсь. То там, то здесь видны следы сошедших недавно лавин.

Насколько это опасно хорошо знают любители «горников». У многих увлеченных катальщиков целины в горах есть специальные спасательные лавинные рюкзаки, которые в случае опасности мгновенно взрываются, образуя за спиной спасительную подушку. Она то и не даёт мощному потоку сходящего снега похоронить владельца под собой. Сергей еще в прошлом году рассказывал, как он помогал мчсникам искать местного охотника, уехавшего в одиночку и накрытого лавиной. Парня после многодневных поисков все же нашли, но увы уже бездыханного. В случае схода снега все происходит мгновенно и у тебя считанные секунды среагировать.
Пока Сергей штурмует очередную вершину, мы стараемся «прикрыться» кусочком леса, стоять и смотреть на белые нависающие массивы, таящие смертельную опасность, сил более нет. Теперь, когда ты чувствуешь себя в безопасности, можно спокойно смотреть на чудеса, которые Сергей выделывает впереди колонны. Он разгоняется в гору, пробивает метр полтора свежего снега и спускается обратно и поднимается снова. И так уже более двадцати раз. Мы не можем сдержать своего восхищения, потому как нам такое не под силу в виду отсутствия нужного опыта и технической возможности. Все же его снегоход определенно лучший в команде. Через сорок минут Сергей на самом верху!
Но даже теперь, когда трасса пробита, не всем удается подняться с первого раза. Достаточно одного неточного движения и ты опрокидываешься в пухлый снег. Дружно достаем упавших и вскоре мы на самой высокой точке нашего маршрута.

Отсюда открывается дивный вид на горы. Единственное, что омрачает нашу радость это время, на часах почти шесть вечера и сумерки стремительно заполняют пространство вокруг.

Мы едва прошли половину пути и дальше сегодня нет смысла идти, впереди еще много сложностей. Небольшой перерыв, на котором мы принимаем единственно правильно решение: сегодня мы возвращаемся обратно, а завтра продолжим наш маршрут.

Вторая попытка
Эта ночь оказывается тяжелее предыдущей. Мое колено распухло и стало сильно болеть. Спать я мог только в одном положении, любая попытка хоть как-то сменить позу во сне откликается пронизывающей болью в поврежденном колене. Утром со стоном и большим трудом поднимаюсь и черепашьим шагом, боком, иду к снегоходу. Как я поеду дальше, еще не знаю. Выручает Максим, у которого в аптечке есть эластичный бинт и мазь с обезболивающим.

Сегодня отличный солнечный день и по накатанному, подмороженному ночью пути, мы буквально за пару часов без остановок долетаем до вершины горы, где вчера развернулись.

Впереди манящая, сверкающая, белая долина. На той стороне горы все по-другому. Мы просто падаем в ослепительное чрево гор.

Перед нами расстилается абсолютно ровный, белый ковер по которому мы несемся вперед к солнцу. С коптера видно, как на чистом белом фоне виднеются несколько черных точек- это мы на снегоходах и больше никого.

Солнце просто заливает всё пространство вокруг, вокруг все сияет, без очков смотреть на эту красоту очень непросто.

Здесь происходит смена русел рек. Мы ушли с реки Стамовая и теперь спускаемся в русло Тюргеня.

На наших глазах на спуске рядом сходит небольшая, но все лавина. Вот удача оператора! Она попадает прямо в камеру.
Время летит очень быстро. Еще свежи яркие, солнечные воспоминания с перевала, как небо уже затягивает тучками и солнце стремительно уходит из вида. Эта часть маршрута нисколько не проще вчерашней. Наши проводники методом проб и ошибок вычисляют дальнейший путь.

В Тюргень впадают небольшие речушки и ручейки, которые часто имеют достаточно низко расположенные русла. Спуститься туда не проблема, а вот подняться в глубоком снегу сложно. Сергей забирается все выше и выше в поисках путей объезда.
Наступает вечер. Мы стоим на пригорке и с восторгом наблюдаем за тем, как Сергей и два Алексея делают новую дорогу. В обычной жизни я бы и не подумал туда сунуться, но ребята знают, что делают. Наш гигант, Алексей Давыдов, стоя по грудь в снегу, мощными движениями лопаты откидывает снег.

После него Сергей начинает по прокопанному маршруту утрамбовывать дорогу.

Через часик подъем готов, и мы один за другим осторожно спускаемся и стараемся сильно не газовать, дабы не разрушить дорогу для следующих за нами товарищей. К тому моменту, когда препятствие пройдено, наступает ночь.
Не торопясь, периодически застревая, используя двойную тягу (один снегоход тянет второй с санями), мы добираемся до открытого русла реки. В этой точке есть два варианта прохождения: по верху и по руслу руки. Вариант по руслу реки менее предпочтителен, ибо сопряжен с риском провалиться под воду. Но верхний маршрут оказывается тупиковым, наши проводники не могу пробить там дорогу, остается только путь по руслу. Договариваемся та том, что основная группа терпеливо ждёт, пока Сергей и два Алексея пробьют дорогу.
Прошёл час. Тучки на небе разлетелись, из-за них показалась необычайно яркая луна. Сегодня же полнолуние!

Нам даже не нужно включать фонарики, мы прекрасно видим друг друга и так. Получаются даже такие фотки без вспышки при лунном свете:

Несмотря на хорошую экипировку я начинаю мерзнуть. Приходится постоянно ходить, двигаться, главное не дать себе замерзнуть. Где-то вдалеке виднеются отблески фар снегоходов, они пляшут по белому склону горы, но упорно не хотят к нам приближаться. Похоже у ребят там много работы. Проходит еще минут сорок и уставшие, но довольные гиды появляются на горизонте.
-Дорога серьёзная, много промоин, очень узко, одна лыжа может нависать над водой, балансируем телом и не наступаем на лед ногами, — инструктирует Сергей.
Теперь мы тихонько ползем по реке как по минному полю.

Справа и слева слышны бурные потоки воды, фары выхватывают промоины и отрезки тонкого льда. Еду максимально аккуратно, поскольку с моей ногой мне падать категорически нельзя. Да и не хочется принять свежий душ, когда на улице -25 С. Иногда протискиваемся буквально в нескольких сантиметров от края бурлящего темного потока. Несколько раз бросаю газ буквально в последний момент, чтобы не уйти с дороги и не провалиться в реку. На часах полночь.
Продолжение следует…

Все описанное можно увидеть во второй серии фильма:

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий