ЛАЗ-695: 2-ой 1-ый в мироздании | новости на zarabotok-igra

Ровно 60 годов назад с космодрома “Байконур” в 1-ый галлактический полёт отправился Юрий Гагарин. К стартовой площадке галлактического вояжа его доставил автобус ЛАЗ-695Б: с виду серийный, но с сюрпризами снутри. Тот автобус чудом уцелел в русские годы, и сейчас живой и здоров. Историческая машинка принадлежит мемориальному музею Юрия Гагарина на его родине, в городке Гжатске Смоленской области, с 1968 года нареченном в его честь.

Уникальный ЛАЗ-695Б, принадлежащий мемориальному музею Юрия Гагарина. 2019

Сейчас, в денек 60-летия первого полёта человека в космос, в Саратовской области, близ Энгельса, торжественно открывают “Парк покорителей вселенной” — на том самом месте, где приземлился Юрий Гагарин. И звездой экспозиции парка стал… ЛАЗ-695Б. Сейчас у “первого в мироздании” возник дублёр — либо двойник, либо брат-близнец, кому как угодно. И это — работа всем нам известной петербургской команды автобусников.

В Парке Покорителей Вселенной, 2021

Почти все из нас в детстве желали стать астронавтами: не плохая, почётная, геройская профессия. История “дублёра” — приятная демонстрация того, что стать героем галлактической одиссеи можно, даже прожив долгую и обыденную жизнь. Даже если ты — старенькый, потрёпанный жизнью автобус.

Новодельная копия, выполненная для »Парка покорителей вселенной»’. 2021

“Хоботными” ЛАЗами первых поколений мы в принципе не богаты. Подавляющее большая часть таковых автобусов списали ещё в годы застоя, и известные эталоны всех поколений можно сосчитать по пальцам одной руки. Потому “автобус Гагарина” уникален не только лишь собственной историей: вышло так, что конкретно “гагаринский ЛАЗ” — в принципе единственный жив ЛАЗ-695Б во всей Рф.

Реплика. »Парк Покорителей Вселенной», Саратовская область, 2021

Что созодать, если поступил заказ на машинку, которых на всю страну в {живых} — ровно одна, и та — ценнейший объект культурного наследства, и очевидно нужнее в родном мемориальном музее? Остаётся выстроить клона своими силами! Благо, ЛАЗ-695 — массовая модель-долгожитель: в серийном производстве она пробыла 51 год, с 1957 по 2008-й. За долгие годы выпуска бессмертный львовский автобус повсевременно изменялся и эволюционировал, но база конструкции — ферма — оставалась прежней. Благодаря тому, что габаритные размеры ЛАЗов с возрастом в целом не изменялись, кузовные элементы автобусов первых поколений в определённой мере совместимы с поздними моделями — хоть и не без помощи хирургического вмешательства.

Один из исходников — ЛАЗ-695Е начала 60-х годов выпуска. Санкт-Петербург, 2019

На самом деле, реплика ЛАЗа даже не восстановлена — она построена поновой. Кузов ЛАЗа для “Парка покорителей вселенной” в Петербурге пережил глобальную реконструкцию — либо то, что именуется модным буржуйским словом “ребилд”. Ранее проектов схожей трудности с автобусами в Рф ещё никто не осиливал — так что это пока новенькая, неслыханная до этого верхушка мастерства реставраторов. Все работы по воссозданию "галлактического" ЛАЗа-695 для Парка покорителей вселенной проводились по заказу Столичного Центра Урбанистики.

Разборка »Лены» сначала проекта. Санкт-Петербург, 2020То, что осталось от первого донора. Позднее с него снимут ещё и оси. Санкт-Петербург, 2020

За отправную точку петербургские мастера взяли два ЛАЗа. 1-ый — остов “Лены” ЛАЗ-695Е начала 60-х годов постройки, служивший сараем в огороде близ Тосно, что в Ленобласти. При жизни автобус обслуживал развозку порохового завода в селе Никольском, по неким реликвиям — пережил капиталку на АРЗ в Тосно, а ранее — может быть, успел поработать на постоянных рейсах.

Начало. Санкт-Петербург, 2020

2-ой донор для проекта — поздний ЛАЗ-695Н 2002-го года постройки с мотором ЗИЛ-508, работавший в козельской Автоколонне 1306, что в Калужской области. Кроме 2-ух главных фигурантов, кое-какими элементами поделились сараи из ЛАЗов, валявшиеся в огородах по окрестностям Петербурга.

2020. Отправная точка: у »Наташки» движется крыша…Оп! И кабриолет.

Наиболее юная “Наташка” стала в прямом смысле основой для проекта: от неё кузову высказывания досталось всё то, что ниже полосы окон, другими словами несущая ферма и борта. Реликтовый сарайчик модели 695Е, в свою очередь, поделился неповторимыми элементами машин старого выпуска: крышей, передком и кормой. Благо, габаритные размеры и система традиционного ЛАЗа, хоть и не без усилий, но разрешают соединять одно с иным.

2020. Процесс трансплантации

Если документация на сам автобус сохранилась и доступна чуть ли не в полном объёме, то про “галлактическое” нутро ЛАЗов инфы не так и много. Естественно, перед постройкой копии реставраторы выезжали в Смоленскую область, где детально исследовали и обмерили уникальный “гагаринский” ЛАЗ-695Б в мемориальном музее. Сначала петербуржцы изучали в Гагарине даже не сам автобус, а его неповторимое оборудование, которое также воссоздали в реплике в полном согласовании с уникальной машинкой.

2021. Финальный итог

Тут принципиально обмолвиться: уникальный “автобус Гагарина” уже опосля полёта прожил долгую жизнь, работал на Байконуре, капиталился и переделывался, и поэтому сборка его салона различается от той, что видна на кадрах кинохроники. Петербуржцы же решили воссоздать в реплике ЛАЗа салон на момент того самого, первого исторического рейса этого автобуса — на апрель 1961 года, делая упор на кадры киносъёмок и архивные фото. Так что братья-близнецы всё-таки различаются, но при сохранении достоверности.

2020. Панелью передка поделился ещё один не подлежавший восстановлению старый ЛАЗ2020. В корме2020. Крыша »Лены» прирастает к бортам »Наташки»

С миру по нити — нищему рубашка. ЛАЗ-695 для “Парка покорителей вселенной” собирали всей государством, от Петербурга до Далекого Востока.
Движок для “новейшего гагаринского ЛАЗа”, рядная ЗИЛовская “шестёрка” модели 157Д, выпущенный в 1964 году, нашёлся в Хабаровске. Мотор стоял на компрессорной установке в армейской консервации, и дошёл до наших дней с нулевым пробегом.

2020. Установка мотора ЗИЛ-157Д

Оси, в согласовании с эрой выпуска машинки, пришлось поменять: у ранешних и поздних машин они хоть и взаимозаменяемы, но различные. Впереди пришлось отрешиться от гидроусилителя: он модели 695Б был ещё не положен. Ведущий мост Raba венгерского производства ЛАЗ-695 получил в серии 695Е, но не сходу, а посреди 60-х; ранее на ЛАЗах употребляли ведущий мост от грузовика ЗИЛ-164. Подфартило, что тосненский донор, хоть и оказался уже “Е-серии”, нёс на для себя конкретно ранешний “ЗИЛовский” мост, соответственный и модели 695Б. Редуктор для него взяли в долг у ЗИЛ-133: он нашёлся в Челябинске.

2020. Выехали на белоснежный свет2020. Выехали на белоснежный свет

Единственное очевидное отклонение от оригинала, которое сознательно допустили при реконструкции машинки — четырёхконтурная тормозная система, доставшаяся от начального автобуса 2002 года. Опосля длительных колебаний и споров ребята решили, что уникальные тормоза ранешних 695 были всё-таки недостаточно надёжны — и во имя сохранности автобус неприметно усовершенствовали. Тем наиболее, что машинка будет ездить, а не только лишь простаивать неподвижным экспонатом.

Тут отлично видно, от какого кузова что позаимствованоЗдесь отлично видно, от какого кузова что позаимствовано

Самая непростая часть работы — тот необычный салон, который у оригинала был сделан в ГСКБ по автобусам по супер-специальному заказу. Опосля длительных консультаций с профессионалами по стальным птицам выяснилось, что поворотные кресла в “гагаринском ЛАЗе” взяты из самолёта Ан-10. Но вот незадача: самолёт этот был плохим, часто падал, и почему вымер ещё к семидесятым годам. До кучи — единственный сохранившийся борт, находящийся в музее ВВС в Монине, оказался ещё и пострадавшим при пожаре.

Окончательный вид салона

Потому в реплике ЛАЗа кресла сделаны своими силами, но с очень вероятным приближением к оригиналу: за базу для поворотных взяты сиденья из Икаруса-256, а недвижные — взяты из списанного Ту-154, который утилизировали в Ульяновске.
Часть поворотных устройств сделали в Нижнем Новгороде: их взяли в долг у домов на колёсах. Все другие неординарные элементы воссозданы с нуля и являются плодом творчества мастерской. Не вышло без помощи современных технологий: а именно, весьма посодействовали 3д-моделирование, лазерная фрезеровка и 3d-печать. А именно, отрисовали и напечатали на 3д-принтере ручки стеклоочистителей на фронтальной панели, крепления и зажимы для шторок в салоне. Работа по кабине и интерьеру была очень сложный, на самом деле ювелирной — но сейчас всё работает, поворачивается и регулируется ровно так, как в уникальной машине.

В этом коробке — система кондиционирования скафандров, подключаемая к креслам астронавтов

Приборы для аппаратуры в салоне — авиационные: их собирали практически по всей стране. Отметились Ставрополь, Саратов, Самара, Смоленск, Курск, Уфа, Красноярск, Нижний Новгород, Набережные Челны, Москва и Петербург. А ещё в автобусе обозначился вентилятор кабины, позаимствованный из списанного вертолёта Ми-8. Большущее огромное количество иных мелочей, как это обычно бывает, закупали для ЛАЗа по всей нашей обширной. Стёкла для скатов крыши сделали в Петербурге, а вот окна хитрецкой формы сзаду опрошенные “стекольщики” не осилили ни за какой бюджет — пришлось выгибать их без помощи других, из плексигласа.

Стёкла в скатах крыши

Приборы в кабине водителя восстанавливали на базе “поздних”, от ЛАЗ-695Н: отрисовали макеты, отхромировали "колодцы", и вставили сферические стёкла. Клавиши у водителя, как и воздушный кран открывания дверей — уникальные, надлежащие модели 695Б. А вот сиденье водителя и ряд частей кабины достались при разборе списанного учебного ЛАЗа-695Н в карельской Лахденпохье — те, кто ездили в ту сторону, наверное замечали эту машинку на площадке местного ПТУ у заезда в город.

КабинаПриборы

Смешная деталь: годом ранее старенькый друг из Петербурга, занимавшийся проектом (и державший его в секрете даже от друзей), много изумил меня, попросив купить на авито… жд горшок — тот, с педалькой, куда ещё принято швырять лом для тестов в области естественных наук. О цели настолько необычной покупки друг молчал и только таинственно улыбался: но сейчас я понимаю, что горшок, приобретенный в Минеральных Водах, сейчас живёт в реплике “гагаринского ЛАЗа”. К слову, доставка у него была — в наилучших традициях нашего сумасшедшего жанра: из Ставрополья это, так сказать, устройство приехало в Петербург в салоне музейного Мерседеса О325.

Нежданной трудностью оказалось воссоздание декора: даже добротных образцов подоконных молдингов, например, нигде не осталось. Маленькой кусок искомого отыскали у коллег в Музее ГЭТ, на кузове “Фестивального” ЛАЗа — этот фрагмент обмерили, распустили трубу, и с помощью фрезеровки воссоздали молдинги для “гагаринской” машинки. Благодаря лазерной фрезеровке воссоздали и шильды “Львiв” ранешнего эталона впереди и сзаду: оказалось, что даже изображений таковой надписи толком нигде не водится. Тут посодействовал южноамериканский сотрудник, приславший реставраторам высококачественное фото надписи-копии из его коллекции, сделанной по его заказу на базе старенькых чертежей.

Начали грунтоватьсяЗагрунтовались

Реконструкция "гагаринского ЛАЗа" в рамках этого заказа заняла чуток меньше года, что для масштабов проекта — темпы стахановские. 1-ый месяц ушёл на сбор инфы, исследование документов и натурного эталона — а 11 оставшихся месяцев издержали конкретно на постройку автобуса-реплики.
На прошлой недельке ЛАЗ-695 благополучно доставили на трале в Энгельс, и опосля финишных изготовлений петербургскими спецами передали заказчику. В подарок при сдаче автобуса, реставраторы передали Парку покорителей вселенной две русских фарфоровых фигуры астронавтов.

Покрасились!

Сложнейший автобусный проект в истории петербургской мастерской, ну и в Рф в принципе, завершился удачно — сейчас днём, на праздничном открытии Парка покорителей вселенной, автобус проявили первым лицам страны. Ну, это вы могли созидать и по ТВ.

2021, Парк покорителей вселенной

В пт предназначения хотят употреблять ЛАЗ не только лишь как статичный глянцевый экспонат, да и заботливо эксплуатировать автобус-реплику, катая на ней гостей мемориала. Так что в этом ЛАЗе любой сумеет, хотя бы мало, но ощутить себя первым астронавтом планетки Земля. Лично я надеюсь, что будущие поколения, смотря на “второго первого в мироздании”, усвоят: человека в космос привезла не только лишь ракета, да и старенькый русский автобус — один из почти всех, но неповторимый сам по для себя.
А может, даже опять станет модным желать стать астронавтом, как это было когда-то издавна.

»Случилось, как в неплохом романе: моё возвращение из вселенной вышло в тех местах, где я в первый раз в жизни летал на самолёте. Юрий Гагарин.»

Сопоставить новодел с оригиналом можно вот тут. Там же раскрыт и ряд секретов уникальных "галлактических" ЛАЗов, и судьба той первой машинки в деталях.

Пока из-за неких формальностей мы не можем именовать мастерскую-исполнителя (хотя всем она и так знакома). А за предоставленные фото процесса спасибо моему другу, попросившему обозначить себя как "ФЧ" (=

На этом у меня на сей день — всё. С праздничком, друзья — и до встречи на последующих остановках!
А вот наш яндекс-кошелёк телеграм-канал (=

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий