В интервью старых разведчиков есть такой расхожий штамп — "теперь об этом можно говорить". Больше трёх лет мы держали завесу секретности над машиной, которую вместе с RetroBus нашли в карельской глуши — а сообщили нам о ней в далёком уже 2016-м.
Но вчера автобус ПАЗ-652 прибыл из глухой карельской деревни в Санкт-Петербург — и теперь о нём, наконец, можно говорить.
Важная ремарка: ПАЗовские "колобки" делятся как минимум на три поколения, и ПАЗ-652 — это далеко не ПАЗ-672. Последние штамповали до 89 года, и они нет-нет, да встречаются в сельской местности по сей день. А вот ПАЗ-652, как автобус первого поколения — модель куда более ископаемая, а сохранившихся образцов оной хоть в каком-то виде — по пальцам одной руки. Хоть они, конечно, и похожи в силу близкого родства… А теперь — по делу.
2017, Кондопожский район, Вохтозеро
Судьба — таки удивительная штука. Иной раз чудом выживают штучные образцы техники, которые и до производства-то не дошли, а бывает и ровно наоборот: машины, выпускавшиеся многотысячными тиражами, вымирали настолько, что и в музеях образцов не оставалось.
С первым павловским "колобком" ПАЗ-652 получилось именно так: эти автобусы, выпущенные тиражом в 60 с лишним тысяч экземпляров, по мере естественного износа просто закончились, и ушли в небытие ещё в советские годы. Тогда о сохранении исторической техники как-то и не задумывались — разве что если та не была связана с важными для текущей политической конъюнктуры деятелями или событиями.
ПАЗ-652 и КАвЗ-651А, принадлежавшие дому отдыха Монино в Подмосковье
Предшественник 652-го, автобус ГЗА-651, являл собой суть грузовик ГАЗ-51 с деревометаллическим автобусным кузовом вместо бортовой платформы. Это накладывало свой отпечаток на комфорт пассажиров: получить на грузовом шасси "как есть" комфортабельный автобус было практически невозможно. Да и уже состоявшиеся конструктивные решения грузовика заметно ограничивали возможности инженеров, когда речь шла о создании автобуса на его основе — ну и прямо говоря, сельский грузовик родом из сороковых годов так себе годился как основа для пассажирской машины.
В его дизайне точно есть какие-то космические мотивы — и он красив в любом состоянии
Наследник "коробочки" 651, вагонный ПАЗ-652, был сконструирован уже по другому принципу: вместо реконструкции из грузовика "652" стал первым в стране малым автобусом с несущим кузовом. Хоть новый ПАЗик и базировался на агрегатах того же "полстапервого", но уже не использовал его раму. А вот первым "вагонником" в СССР ПАЗ-652 таки не стал: его опередил ряд более проворных малых предприятий в других союзных республиках.
Кстати, традиция выпуска автобусов с несущим кузовом на ПАЗе продержалась почти 60 лет, до 2016 года: модель Vector Next всё-таки стала использовать шасси с рамой ГАЗона Некст "как есть", и уже потом приросла версией с более традиционной для ПАЗа конструкцией.
Под капотом — рядная шестёрка ГАЗ-652, специально доработанная для использования в автобусе
Впрочем, переходом с шасси ГАЗ-51 на несущий кузов дело не ограничилось. Агрегаты ГАЗ-51 адаптировали к пассажирскому автобусу: рядная "шестёрка" была форсирована до 90 "лошадок", а система охлаждения была обустроена так, чтобы получить возможность отапливать салон. Кстати, мотор 652 ближе по родству даже не к самому первоначальному ГАЗику, а… представительскому легковому ЗИМу!
Также по сравнению с ГАЗ-51 автобус ПАЗ-652 получил улучшенные тормоза с гидровакуумными усилителями — ту же вакуумную систему использовали для управления автоматическими дверьми.
В салоне — разносортица сидений от разных советских автобусов
Полки для багажа — самодельные: машина обычно работала на сельском пригороде
Благодаря отказу от "грузового" шасси и переходу на вагонную компоновку, новый автобус получился намного просторнее и вместительнее предшественника. И если отказ от шасси грузовика позволил ощутимо подрастянуть колёсную базу, то благодаря вагонной компоновке конструкторам удалось значительно увеличить полезную площадь салона. Такую прогрессивную машину в массовое производство в СССР привели впервые: прежние автобусы малого класса, как правило, представляли собой кустарные эрзац-конструкции — и основаны они были без вариантов на шасси обычных серийных грузовиков.
У передней двери есть два »кондукторских» кресла, повёрнутых боком
Окошко, через которое вставляются таблички в маршрутоуказатель
Можно заметить кофр мотоотсека, значительно меньший, чем у привычных нам ПАЗов с V8
Корпус приборной панели — самодельный, а комбинация — от Колобка следующего поколения, ПАЗ-672. Приборы 652-му положены от »Победы» ГАЗ М20
Что уж говорить о внешнем виде? ПАЗ-652 стал одним из красивейших автобусов своей эпохи, а основные идеи, заложенные в его дизайн, прожили добрых тридцать с лишним лет — причём не только на ПАЗе.
Автобус с округлыми, "аэрокосмическими" формами, с огромной, по сравнению с предшественниками, площадью остекления, панорамными стёклами не только спереди и сзади, но и в крыше — выглядел легковесно и обладал светлым, уютным салоном. А ещё модель 652 большую часть выпуска отличали "рифлёные" панели бортов — от которых, правда отказались к концу выпуска.
2017 год, Карелия, Вохтозеро. Плоские листы наварены при ремонте прямо поверх родных гофрированных
Кузов ПАЗ-652 изготавливали из так называемого кузовного листа — или тонколистовой стали 0,9 мм толщиной. Из него же выполняли даже несущее основание кузова, или ферму — главный силовой элемент кузова. Но к 1963 году, накопив немало жалоб эксплуатантов на недостаточную прочность такой фермы, её усилили дополнительными швеллерами, и стали выполнять из более толстого металла (от 2,8 до 3,9 мм). Автобус, прошедший модернизацию 1963 года, стал именоваться ПАЗ-652Б — "наш" экземпляр является одним из первых выпущенных экземпляров с фермой уже нового образца — что, впрочем, не помешало ей "заболеть" с годами…
Также при модернизации ПАЗ-652Б получил остекление с форточками "в полный рост", или во всю высоту проёма, и шесть люков в крыше — это было сделано для улучшения вентиляции салона.
От более позднего »672» ПАЗ-652 проще всего отличить по большему количеству окон и люков, а также узенькой водительской дверце
Год от года ПАЗ-652 модернизировали и улучшали, но уже к середине шестидесятых в спину ему дышал наследник — хорошо знакомый всем нам ПАЗ-672, базирующийся на агрегатах грузовика ГАЗ-53.
В 1968 году, как только на павловском заводе завершили реконструкцию производства — ПАЗ-652Б ушёл со сцены, уступив место привычному нам "колобку" ПАЗ-672. ПАЗ-672 нёс под капотом более мощный V8 — и обладал хоть и стилистически похожим, но уже совсем другим кузовом, выполненным из штампованных элементов, а не на свариваемом каркасе.
А это — уже хорошо знакомая нам классика. Обыкновенный ПАЗ-672 из 70-х, с V8 и на агрегатах ГАЗ-53. Выпускали их дольше, а сделали — в разы больше
И пара цифр: за десять лет выпуска ПАЗ-652 всех модификаций выпустили всего 62.121 единиц. Модель-наследник ПАЗ-672 стала намного тиражнее: машин "первого поколения", модели 672, сделали 190.150 экземпляров, а вместе со "вторым поколением" ПАЗ-672М — уже 288.688 автобусов. Тираж, не превзойдённый в принципе никем в мире.
2014. ПАЗ-652Б музея »Московский транспорт»
ПАЗ-652 — модель, которой в некоторой мере не повезло: эти машины поголовно выработали свой ресурс ещё к началу 80-х годов. Тогда о сохранении исторической техники не задумывались — да и снабжение нуждающихся предприятий новыми автобусами не подводило. Свою злую шутку сыграло и внешнее сходство "652-го" с моделью-наследником, ПАЗ-672. Таким образом, эти машины просто вымерли, подобно динозаврам.
В конце 90-х годов формируемый "музей Мосгортранса" добыл на автостоянке в Москве остов 652-го, служивший сторожкой — и эта машина долгие годы считалась единственной сохранившейся, несмотря на весьма и весьма жалкое состояние.
Зареченский ПАЗ-652 после »восстановления наоборот» на московском заводе СВАРЗ
В середине 00-х ещё один ПАЗ-652 нашёлся в Зареченске Мурманской области, что за Полярным кругом. Эту машину, сильно пострадавшую за годы заброшенности, пару лет назад подарил тому же московскому музею неравнодушный подмосковный священник, который выкупил автобус и даже за свой счёт доставил в Москву (правда, его история — нет повести печальнее на свете…).
Житомирский ПАЗ-652Б при жизни пережил капитальный ремонт кузова, при котором оброс элементами »колобка» следующего поколения — ПАЗ-672
С пару лет назад всплыли ещё два 652-х: один — в виде кузова в Белоруссии, а ещё один — в украинском Житомире. Белорусский экземпляр в итоге уехал в Нижний Новгород, где его уже восстанавливают — а житомирский был перепродан в надёжные руки другого частного коллекционера. На этом — всё: других образцов 652-х, дошедших до наших дней, казалось, и не было…
Но вы верите в судьбу? Вот сейчас — точно придётся поверить. Иначе, как цепочкой фатальных случайностей, ведущих только к одному возможному результату, судьбу карельского сувенира объяснить невозможно.
Фотографии автобуса, валявшегося на этом самом месте, ещё весной 2016 года мне прислал старинный друг из Уфы. Мол, в Вохтозере отдыхала преподавательница его сестры из Петербурга, и случайно на фото, выложенное Вконтакте, попало нечто подозрительное. Информативность снимков, правда, зашкаливала — где-то там, из травы по шею, против солнца, выглядывала какая-то интересная крыша… — но этого было достаточно, чтобы от шока я сначала грязнейше выругался (восхищённо), и тут же передал информацию о невиданной находке старинному другу, Фёдору Черноусову. Ещё год нам потребовался на то, чтобы собраться честной компанией в Карелию, чтобы разведать всё на месте.
Первое знакомство. Слева направо: Пётр (местный житель), Евгений Афанасьевич (хозяин автобуса), Фёдор Черноусов (RetroBus/Пассажиравтотранс), Евгений Буюкли (Русские Автобусы), Александра Александровна и usernameDetector
Путь лежал в деревню Вохтозеро Кондопожского района. Для понимания: до ближайшего асфальта отсюда — 36 километров грунтовой дороги, а раньше было и того больше. Естественно, дорога та была сезонной: в холодное время года без серьёзного 4х4 были все риски не добраться… Когда мы нашли искомое скопление автобусов, я постучался в ближайший к нему домик — и наткнулся на старушку настолько древнюю, що розуміла вiна тільки фінську мову. Ещё одна попытка — и мы находим хозяина сокровищ: у него с русским языком уже полный порядок.
Дорога в Вохтозеро кончается разрушенным бревенчатым мостом. Благо, что уже в конце деревни
Наш герой с девяностых годов тихо работал на маршрутах в Карелии — ни от кого не скрываясь, но и не бросаясь в глаза. Принадлежал он Евгению Афанасьевичу — частному перевозчику из Петрозаводска, который обслуживал сельские линии — но и на городских маршрутах случался. Помимо ПАЗиков-колобков разных поколений, у него было два 677-х ЛиАЗа, и несколько скандинавских автобусов разной степени ископаемости — естественно, привезённых из соседней Финляндии.
К началу 00-х самый древний ПАЗик в его импровизированном АТП после долгих лет трудной работы выдохся, и встал "на вечный прикол" перед деревенским домом счастливого обладателя.
Тот самый ПАЗ-4234, купленный со скидкой от производителя. После того, как у его владельца сгорел деревенский дом — его функции выполняет этот ПАЗик
Каким-то образом о реликтовом "652-м" узнали на самом ПАЗе: завод-изготовитель даже попытался выкупить автобус, чтобы восстановить его, как музейный экспонат. Дело, казалось бы, пошло: завод дал солидную скидку на новенький ПАЗик с конвейера, а счастливый обладатель подготовился передать машину на родной завод, сняв её с учёта для продажи… Но новый 4234 со скидкой он купил, а вот за старым 652-м с завода так никто и не приехал.
Среди прочих артефактов, участок счастливого обладателя на берегу озера живописно украшает 677-й ЛиАЗ
Хозяин говорит, что когда-то этот »горбатый» Запорожец был известен всему Петрозаводску
А ещё рядом с 652-м валялся вот этот »северный» ПАЗ-672С
По словам счастливого обладателя, в последний раз ему пришлось задействовать 652 в 2009 году — тогда в Петрозаводске случился очередной по счёту транспортный коллапс, и народ надо было хоть как-то, но вывозить. А через год-другой маршруты у него отобрали, и с автобусными перевозками Евгений Афанасьевич завязал окончательно. Ставшие ненужными машины он собрал на деревенском подворье, да на стоянке в Петрозаводске — распродавать среди них было, в общем-то, объективно нечего.
За годы простоя перед домом владельца на машину постоянно покушались охотники на металлолом. Как-то раз они даже выходили на сделку с хозяином автобуса, но… не смогли выдернуть машину с места. Те плюнули и развернулись, несолоно хлебавши; а древний ПАЗик, крепко сидевший в глине, продолжил ждать своего счастливого часа. И этот счастливый час всё-таки настал.
2017, Вохтозеро
Сначала нас приняли настороженно, но по итогам первого знакомства с хозяином сего собрания мы о чём-то смогли предварительно договориться. Самое главное — вняв нашим уговорам, Фёдор решил: автобус надо забирать, ибо выбирать среди таких экспонатов в любом случае не приходится. После этого я долгих три года доставал Фёдора напоминаниями о том, что пора бы узнать, как дела у карельских друзей и ускорить сделку — и вот наконец, после стольки лет в переговорах, в июне 2020-го состоялась вторая экспедиция в Вохтозеро.
Я, к большому сожалению, успел переехать на противоположный конец страны — так что исполнение моей маленькой (а может, и не очень маленькой) мечты наблюдал дистанционно.
Июнь 2020. Первая попытка выдернуть автобус из глинистого участка
2020. Годы стоянки не прошли даром…
Операция по эвакуации автобуса усложнялась тем, что важно было не "добить" конкретно болеющий кузов попытками его выдернуть. Эвакуатор, приехавший из Петербурга в первую попытку, не сдюжил карельскую ретро-репку, как и местные металлисты когда-то: сувенир так и остался крепко сидеть на месте, утопнув за годы в глинистой почве. Проблема не решалась и многочасовыми спортивными развлечениями с шанцевым инструментом: репка сидела очень, очень надёжно — так что в первый раз команда спасателей уехала домой с пустым эвакуатором. Но это не значит, что они оставили дело как есть.
Уже на твёрдыне
После отъезда питерских, в самом Вохтозере местные времени даром не теряли: продавцы нашли способ аккуратно извлечь машину с места, и поставили её на твёрдую почву у дома. При помощи домкратов они подняли корму ПАЗика на кирпичный фундамент, и накачали колёса. Но это было даже не половиной дела: задние колеса даже на свободе упорно не хотели крутиться, а гайки колёсных шпилек с годами закисли настолько, что провернуть их было невозможно.
Чтобы растормозить автобус, предварительно надо было хоть как-то снять колёса. Для решения задачи пришлось привезти из Петрозаводска баллон с кислородом. С его помощью гайки добела нагревали, и медленно, оборот за оборотом, но верно выкручивали. В результате четырнадцати часов (!) мучений колёса скинули, закисшие барабаны распустили, и всё собрали на место. И только после растормаживания реликтовый ПАЗик смог покинуть место казавшегося вечным прикола.
Через три недели петербургская делегация приехала вновь, уже со спецтехникой и инструментом посерьёзнее. Но большая часть дела уже была сделана: оставалось только аккуратно погрузить "карельский сувенир", стоявший на твердыне, на более тяжёлый эвакуатор. В биографии раритетного ПАЗика началась уже совсем другая история.
2020. Дорога в новый дом
2020, Санкт-Петербург
Наконец, вчера ПАЗ-652, ценнейший автобус, прибыл на эвакуаторе в Санкт-Петербург. Теперь он станет жемчужиной коллекции RetroBus — и я верю, что в руках Фёдора он когда-нибудь окончательно вернётся в мир живых. Потому что я верю в судьбу. Теперь — уже точно. Меня убедили.
P.S.: Как всегда, напоминаю, что мы ведём ещё и специальный автобусный Телеграм-канал
P.P.S.: отдельное спасибо за фото с места событий из 2020-го Фёдору Черноусову и Евгению Буюкли
И на этом у меня — всё. До встречи на следующих остановках! (=
Источник: