Гонка на пяти цилиндрах! 24 часа Ле-Мана 1977 года. | анонсы на zarabotok-igra

Суточный марафон 1977 года стал ареной великолепной дуэли между экипажами Renault-Alpine и Porsche, в результате которой Жаки Икс одержал свою четвертую победу на кольце в Сартэ. Тот успех бельгийский чемпион до сих пор считает одним их лучших в своей карьере.

После триумфального сезона 1976 года команда Porsche прекратила заводскую программу в Группе 6 сосредоточившись на усовершенствовании 935-й модели для Чемпионата мира среди марок. Но сказать, что развитие прототипа Porsche 936 было полностью приостановлено все же нельзя. Ведь борьба за победу в главной гонке сезона, 24 часа Ле-Мана, велась все же между прототипами шестой группы. Поэтому доработки обеих моделей велись параллельно. Немецкие инженеры внесли ряд изменений в аэродинамику, что позволило снизить лобовое сопротивление. Замена одной большой турбины на две маленькие улучшило отзывчивость двигателя и позволило поднять его мощность. Кроме того, Porsche перешли на резину Dunlop, поэтому часть тестовой программы была посвящена работе с новыми шинами. Симуляцию суточного марафона немцы проводили на трассе Paul-Ricard. На всякий случай инженеры даже увеличили дистанцию заезда на четыре часа, чтобы проверить как ведет себя двигатель с повышенным давлением наддува. Прототип показал себя с лучшей стороны, за всю дистанцию сломался лишь переключатель фар. На гонку команда Martini Racing Porsche System заявила три экипажа: Икс/Пескароло и Барт/Хейвуд на прототипах 936/77, а единственный заводской 935/77 доверили экипажу Штоммелен/Шурти.

Звездный экипаж Porsche под номером 3 Жаки Икс/Анри Пескароло, на двоих имели пять побед в Ле-Мане и считались явными фаворитами той гонки

Помимо запланированного дебюта в Формуле-1 спортивное отделение Renault Sport не желала отказываться от своей первоначальной цели, победить в 24 часах Ле-Мана. Поэтому желтые прототипы А442 за зиму подверглись серьезной доработки и готовились выйти на старт суточного марафона. Учтя уроки прошлогоднего поражения французские инженеры изменили аэродинамический обвес, облегчили монокок, увеличили объем топливного бака и установили новые тормозные механизмы. Специалисты фирмы Mahle провели серьезную работу над повышением надежности цилиндро-поршневой группы. В ходе многочисленных испытаний Жан-Пьер Жоссо накатал более десяти тысяч километров. В гонку заводская команда Renault Sport готовилась уйти тремя экипажами: Жабуй/Белл, Депайе/Лаффит и Жоссо/Тамбэ. Еще один прототип А442 был передан частному коллективу ORECA за которую был заявлен экипаж Арну/Пирони/Фрекелан.

Формирование стартовой решетки. На переднем плане Alpine-Renault A442 год номером 7 (экипаж Патрик Тамбэ / Жан-Пьер Жоссо)

Первый из аутсайдеров кого стоит выделить была американская команда Grand Touring Cars выступающая на прототипах Mirage GR8. На этот раз победители гонки 1975 года сменили проверенный временем Cosworth DFV на турбо-агрегат Renault V6. Это скорее была инициатива со стороны французской команды которая хотела преумножить свои шансы на успех в гонке. Чтобы приспособить новый двигатель к шасси инженеру команды Лену Бейли пришлось пересмотреть облик кузова. Вся центральная часть была изменена. Капот теперь во многом был схож с «реношным», а огромный воздухозаборник и вовсе был скопирован с французского прототипа. Mirage GR8 Renault стал первым автомобилем в Ле-Мане на котором был установлен бортовой компьютер. Разработанный аэрокосмическим отделением Motorola, он позволял команде узнавать, что происходит с автомобилем раньше чем об этом узнает пилот. Прототип получился более тяжелыми, чем Renault-Alpine А442 поэтому в гонке два экипажа команды Жарье/Шуппан и Леклер/Поузи делали ставку на надежность.

Спустя два года после своей триумфальной победы в цветах нефтяной компании Gulf, Mirage меняет свой атмосферник Ford Cosworth V8 на Renault V6 с турбонаддувом. В этом году англо-американский коллектив добьется своего последнего подиума, после чего результаты команды пойдут на спад

Помимо прототипов Mirage в самой мощной Группе 6 (+2L) можно выделить Жана Рондо который второй год подряд выставлял две Inaltera LM Ford DFV для экипажей Бельтуаз/Хольбер и Бекерс/Ломбарди. Сам Рондо ехал в экипаже с раллистом Жаном Раньотти на прототипе Inaltera Ford категории GTP. Британец Алан де Кадене выставлял два прототипа: De Cadenet Lola LM который он пилотировал в паре с Крисом Крафтом и De Cadenet Lola T380. Значительную порцию машин Группы 6 (-2L) составляли те, кто участвовал в чемпионате Европы: Osella, Cheetah, Chevron, Lola. В этой группе стоит отметить дебют Петера Заубера на прототипе Sauber C5.

Единственный полностью женский экипаж был заявлен за команду Rondeau, на прототипе Inaltera LM Ford DFV под номером 2 ехали Лелла Ломбарди / Кристин Бэкер

В силуэтах Группы 5 флотилию Porsche 935 разбавила заводская BMW 320i оснащенная «придушенным» мотором от Формулы-2 и арт-дизайном от американского художника Роя Лихтенштейна. Основной костяк в категориях Group 4 и IMSA составляли проверенные временем Porsche 934 Turbo и Carrera. Отдельно нужно упомянуть возвращение в Ле-Ман марки Aston-Martin правда участие носило частный характер.

BMW 320i оформленная американским художником Роем Лихтенштейном, стал первым «Art Car» баварской марки завершившим гонку 24 часа Ле-Мана

Первый день тренировочных заездов сорвал обрушившийся на трассу дождь из-за чего участники чаще всего простаивали в боксах. Исключением были экипажи на Porsche. На мокрой трассе Штоммелен на заводском 935-м показал лучшее время. В четверг на трассу вернулось солнце и свободные заезды, как и квалификация прошли под диктовку желтых прототипов Renault. На прямой «Hunaudieres» прототипы Porsche проигрывали им порядка 10 км/ч, но в стане команды особо не отчаивались зная, что их машины более экономичны. По итогам квалификации быстрейшими стали Жан-Пьер Жабуй и Дерек Белл. Другие экипажи Renault-Alpine разместились на втором, четвертом и пятом местах. Лучшим экипажем Porsche стал Икс/Пескароло — третье место. Рольф Штоммелен на Porsche 935 еще больше доказал потенциал машины, показав пятое время опередив второй заводской экипаж на 936-м. Два прототипа Mirage-Renault были далеко позади, за пределами первой десятки.

Лучшим из всех автомобилей группы 4 на всем протяжении уик-энда был Porsche 934 команды Kremer Racing (на фото позади Porsche Жаки Икса)

По традиции старт гонки был дан в четыре часов пополудни. Желтые прототипы Renault со старта устремились вперед. Первый круг гонки стал последним для Alpine-Renault частной команды ORECA, из-за утечки масла на машине случился пожар. Жабуй лидирует после первого круга, за ним следует 935-й Штоммеля преследуемый связкой Икс, Лаффит, Тамбэ и Барт.

Старт гонки! Патрик Тамбэ пытается сдержать 935-й Роя Штоммелена

На втором часу Porsche Хэйвуда и Барта сворачивает в боксы, топливный насос приказал долго жить. Затянувшийся ремонт отбрасывает экипаж на сорок первое место. Тем временем лидеры продолжают идти в стабильном темпе. К четвертому часу гонки у Porsche вновь неудача. На втором 936-й под управление Пескароло отказывает двигатель. Как потом станет известно, не выдержал шатун одного из цилиндров. Надежды немцев на победу тают с той же скоростью с которой увеличиваются шансы на успех французских машин.

Анри Пескароло за рулем Porsche 936 Spyder Turbo

После срочного совещания в лагере Porsche принимают решение посадить Жаки Икса в экипаж к Хэйвуду и Барту, находившемуся в тот момент на 17-й позиции. После получения своеобразного «карт-бланш» бельгиец за ночь проводит два 4-часовых отрезка, отыгрывая у лидера в среднем по шесть секунд с круга. После полуночи 936-й под номером 4 выходит на четвертое место и продолжает прессинговать лидеров. Примерно в четыре часа утра случается первый неожиданный поворот событий. На выходе из поворота «Индианаполис» останавливает свой Alpine-Renault Жан-Пьер Жоссо, развалившийся поршень вынуждает экипаж выбыть из гонки. Заводской 936-й тем временем выходит на промежуточный подиум. Менее чем через полчаса волна неудачи вновь настигает французский коллектив. Патрик Депайе сворачивает в боксы для ремонта коробки передач. Замена одной шестерни пятой передачи стоила экипажу восьми кругов. За счет этого экипаж Барт/Хэйвуд/Икс поднимается на второе место. Тем не менее отставание в семь кругов от лидера кажется недосягаемым.

В прошлом году Porsche 936 стал первым прототип оснащенный двигателем с турбонаддувом одержавшим победу в Ле-Мане

К девяти часам утра желтая Alpine-Renault под номером 9 продолжает уверенно держаться на первом месте, опережая Porsche на шесть кругов. Однако спустя некоторое время происходит что-то из ряда вон выходящее. Из громкоговорителя доносится: «Жабуй дымит, Жабуй дымит!». Лидирующая Alpine-Renault замедлила ход и направляется на пит-стоп. В боксах механики констатируют проблемы с поршнем. Команда отключив один из цилиндров попыталась вернуть машину на трассу, но после одного круга стало понятно, что шансов у них нет и гонщика зазвали обратно.

В момент своего схода экипаж Жабуй/Белл под номером 9 опережал Porsche на шесть кругов

Теперь все надежды Жерар Ляррусс возлагает на экипаж Депайе/Лаффит, который находится менее чем в двух кругах от лидирующего Porsche. Экипаж на желтом прототипе был полон решимости отыграться, но за четыре часа до клетчатого флага Патрик Депайе останавливает А442 в повороте «Индианаполис». И на их моторе не выдержал один из поршней. Гонка для заводской команды Renault была закончена. Компанию 936-му на промежуточном подиуме составляют Шуппан/Жарье на Mirage-Renault и Балло Лена/Грегг на Porsche 935.

Экипаж Жарье/Шуппан во время пит-стопа

Развязка борьбы за победу происходит на последнем часу гонки. Лидируя с 45-минутным отрывом Хэйвуд преследуемый шлейфом сизого дыма сворачивает на пит-лейн. Расколовшийся клапан пробил поршень. Опыт и знание регламента позволили Porsche не упустить победу. По правилам 936-й должен был пройти один финальный круг со временем не превышающим в три раза время показанное в квалификации, то есть менее чем за 11 минут. Посоветовавшись, команда решает посадить за руль Барта. Богатый технический опыт немца мог позволить ему в случае очередной поломки попытаться ее устранить.

Юрген Барт готовится выйти на финальные два круга гонки. Обратите внимание на красный секундомер приклеенный скотчем на руль.

В 15:42 на руль устанавливают секундомер. В 15:50 Барт выводит автомобиль работающий на пяти цилиндрах на два последних круга. Раненый Porsche 936 с вырывающимися шлейфами синего дыма проходит очень медленно первый круг, а затем и второй и точно по графику ровно в 16:00 часов пересекает первым финишную черту. Впервые в истории победа достается экипажу состоявшему из трех пилотов. Герой гонки Жаки Икс одерживает свою четвертую победу в Ле-Мане, сравнявшись таким образом с рекордом своего соотечественника Оливье Жендебьена. Легким утешением для команды Renault стало второе место добытое прототипом Mirage. Тройку призеров замкнул Porsche 935 команды JMS Racing. Этот подиум стал первым для немецкого «силуэта» Группы 5. Превосходно показал себя прототип Inaltera LM77 DFV экипажа Жана Рондо и Жана Раньотти, который не только выиграл категорию GTP, но и занял четвертое место в абсолюте.

Победный взмах Юргена Барта!

Учитывая все злоключения, которые выпали на долю участников, гонка 1977 года стала одной из самых непредсказуемых в истории суточного марафона.

При подготовки статьи использовались следующие ресурсы сети Интернет: www.les24heures.fr, www.24h-lemans.com, www.endurance-info.com, www.911chronicles.fr, www.facebook.com, www.lemans.eklablog.com

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий