Если бы существовал словарь современных автомобильных терминов, то напротив словосочетания "капсула времени" я бы поставил фотографии этой машины. Она как нельзя лучше передает суть этого понятия: старая по годам машина с минимальным пробегом и без каких-либо ремонтов и реставраций. Одним словом — эталон!
Эту великолепную вишневую "девятку" 1990 года выпуска с пробегом 58 я обнаружил в городе Запорожье. Сообщил мне о ней подписчик, которому машина досталась в наследство от деда.
По словам внука, его дедушка был очень влиятельной фигурой (директором крупного предприятия) и в те годы и мог позволить покупку новой "Девятки" без очередей и прочих формальностей. Ну а ездить ему было на чем — имелась служебная машина с водителем и еще один ВАЗ — "копейка" для частных разъездов. Поэтому вишневый "Спутник" отправился на хранение до лучших времен: даже на учет его поставили только через 2 года после приобретения в автомагазине!
Даже сложно представить на что можно было бы сменить данный автомобиль в те годы. А ведь это не просто "Девятка" — а самая мощная и престижная версия ВАЗ-21093 с 1,5-литровым мотором мощностью 72 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач (впервые в истории отечественных легковых автомобилей).
Если верить заводским характеристикам, то от 0 до 100 км/ч подобный вариант разгонялся за 15 секунд, а максимальная скорость составляла 155 км/ч.
Передняя подвеска у ВАЗ-2109 полностью независимая, типа Макферсон. Задняя подвеска полунезависимая с поперечной балкой, работающей на кручение, по конструкции схожая со многими другими переднеприводными автомобилями тех лет.
"Девяносто третьи" с ранним оформлением передка ("короткие" крылья и характерная маска) сходили с конвейера Волжского автозавода всего 2 года — с 1989 по 1990-й. С запуском в серию в конце 1990 года седана ВАЗ-21099 "длинные" крылья начали устанавливать и на BA3-21093.
Внешне раннюю "Девятку" можно отличить также по пластиковым дефлекторам вытяжной вентиляции, которые расположены в нижнем углу задних боковых окошек. С 1991 года от них отказались ради унификации хэтчбека с седаном ВАЗ-21099: решетки разместили в торцах задних дверей.
В стандартную комплектацию ВАЗ-2109 входит задний стеклоочиститель и стеклоомыватель. На всех "Девятках" был установлен гидрокорректор фар, а часть машин комплектовалась щеточными фароочистителями. На данном аппарате фароочистителей нет, зато передняя оптика тут импортная — производства Чехословакии.
После длительного простоя прежние владельцы заменили аккумулятор, масла, фильтры и ремень ГРМ, а также прокачали тормоза: завелась машина без проблем. Конечно, можно было рискнуть и рвануть на ней своим ходом, но не очень хотелось наматывать пробег — все-таки "Девятка" в таком сохране претендует на коллекционную ценность.
"Девятка" заслуженно считалась одной и наиболее модных и желанных машин в СССР конца 80-х и начала 90- годов. Ну а всем известная песня группы "Комбинация", посвященная именно этой машине, стала настоящим хитом и одним из символом той интересной эпохи.
Вишневая "Девятка" не зря вошла в тогдашний фольклор: эта машина действительно считалась статусной и престижной. В большинстве случаев на них ездили "уважаемые" и обеспеченные люди. Такая машина запросто менялась на 1-комнатную квартиру в хорошем районе Москвы и была очень лакомой добычей для угонщиков.
2109 была одной из наиболее популярных моделей ВАЗ: за период с 1987 по 2011 годы было выпущено 1615995 экземпляров 5-дверного хэтчбека. В конце 80-х и начале 90-х годов «Спутники» имели имидж "бандитских" автомобилей, получивший отражение в кинематографе тех лет.
Уже в 1988 году ВАЗ-2109 занял лидирующие позиции в семействе, потеснив ВАЗ-2108 в процентном соотношении выпущенных автомобилей. ВАЗ-2109 «Спутник» стал 11-миллионным (23 февраля 1988 года) и 12-миллионным (6 июля 1989 года) автомобилем, выпущенным Волжским автозаводом.
К сожалению, не сохранились советские номера и техпаспорт — машину уже переоформили на внука. Зато позитивный момент — ни старые, ни новые номера никогда не прикручивались к машине.
В бардачке я обнаружил оригинальную инструкцию по эксплуатации и сервисную книгу, а в багажнике лежала баночка с краской PPG VazRosso.
А вот в багажнике лежала баночка с краской для локальных подкрасов, причем производства именитой фирмы PPG, цвет VazRosso!
Само собой на машине стоят еще оригинальная шины БЛ-85 размерностью 165/70R13, но от времени резина задубела и слегка потеряла форму и свои качества.
Более подробную информацию об этой "девятке" ВАЗ-21093 с пробегом 58 километров можно узнать из нового видео, которое я залил на свой Youtube-канал:
Источник: