Остатки аэропорта Кош-Агач
Высокогорные, фантастически красивые и крайне суровые места для жизни на месте пересечения торговых путей из России в Монголию и Китай. Центром же этого островка цивилизации долгое время было крупное торговое село Кош-Агач, сейчас же — это просто центр одноименного административного района Республики Алтай.
Немногим же более сотни лет здесь была еще территория Китайской империи Цин, а сейчас просто форпост России на южных рубежах вдоль границы с Монголией и Китаем.
ВПП аэропорта Кош-Агач
По меркам Горного Алтая, Кош-Агач довольно большое село с населением более 10 тысяч человек. Вместе с районом его население достигает почти 20 тысяч человек и это около 8% от всего населения республики.
А единственной "ниточкой", связывающий этот удаленный район с остальной частью страны, является самая красивая дорога страны -"Чуйский тракт", разрезающая Горный Алтай с севера на юг и по которой до ближайшего регионального центра всего 450 километров или около 9 часов пути.
Карта региональных авиамаршрутов в Алтайском Крае и Республике Алтай до конца 1980-х годов.
А ведь всего 25 лет назад, кроме как по автомобильной дороге, сюда можно было добраться и по воздуху.
Ежедневно из Горно-Алтайска в аэропорт Кош-Агача летали шустрые реактивные самолеты Як-40 и всего за 55 минут они вас переносили из предгорий Алтая в "космос на земле".
Здание аэровокзала Кош-Агач
Вообще, бурное развитие региональной авиации в Сибири пришлось на 1960-е — 1980-е годы.
В начале 1970-х годов в Горно-Алтайской автономной области (до 1991 года название Республики Алтай) было построено три аэропорта с бетонными ВПП, способными принимать Ан-24 и Як-40.
В 1972 году в Горно-Алтайске, в 1973 году в Кош-Агаче и в 1974 году в Усть-Коксе.
Здание аэропорта Кош-Агач
А ведь население Кош-Агача до начала 1990-х было в два раза меньше, чем сейчас и рейсами пользовались преимущественно местные, потому что это было удобно и быстро. Билет из Горно-Алтайска до Кош-Агача стоил всего 6-7 рублей, при цене свинины в 2-2,2 рубля за килограмм, а литра молока в 30 копеек. Если переводить в современные цены, то около 800 рублей — почему не бы летать самолетами на 450 километров, да?
Но с начала 1990-х пассажиропоток начал стремительно падать и в 1995 году рейсы между Горно-Алтайском и Кош-Агачем прекратились, а аэропорт закрылся.
Отличная бетонная полоса 1169 x 35 метров начала стремительно ветшать. Как, впрочем и здания аэропорта.
Территория аэропорта Кош-Агач
Последний раз аэропорт использовался уже в далеком 2003 году. Здесь базировалась авиация МЧС, устранявшая последствия разрушительного землетрясения на Алтае. С тех пор прошло уже более 15 лет и суровый климат вкупе с отсутствием обслуживания сделали свое "черное" дело.
Полоса все эти годы постепенно разрушалась и приходила в негодность, а деревянные здания и навигационное оборудование стремительно ветшали. Местные жители активно использовали территорию аэропорта в качестве кратчайшего пути к себе домой и только одинокие коровы вместо самолетов, оккупировали взлетно-посадочную полосу и бывшие рулежные дорожки.
Территория аэропорта Кош-Агач
Шли годы, помимо того, что умирали региональные аэропорты, также ветшали и списывались самолеты, которые разрабатывались для региональной авиации. К началу 2000-х годов было списано большинство Як-40, которые способны приземляться на таких коротких полосах, а престарелые Ан-24 трудятся только на крайнем севере, где остаются грунтовые полосы. Да, осталось еще около двух десятков Як-42, но они больше простаивают на стоянках, чем перевозят пассажиров, ибо рентабельность этих машин под большим вопросом. Так что теперь вопрос не только с аэропортами, но и с воздушными судами.
ВПП аэропорта Кош-Агач
Первые попытки восстановить были озвучены еще в далеком 2012 году, когда руководство Республики Алтай заявляло о том, что работы по восстановлению аэропорта начнутся в 2013 году и на них будет выделено более 500 миллионов рублей. Но все ограничилось только очисткой территории от мусора и нанесением разметки на ВПП.
И спустя 5 лет в 2019 году мне попадается заметка, что в июле 2019 года был совершен технический рейс местной авиакомпанией "СиЛА"на L410 из Горно-Алтайска в Кош-Агач по — результатам которого пришли к заключению, что в целом аэропорт возможно использовать для регулярных авиарейсов, но после некоторой модернизации.
А дальше шел разговор о том, что регулярные рейсы Горно-Алтайск — Кош- Агач на L410 могут запустить еще в августе 2019 года, правда я не совсем понимаю как можно получить разрешение Росавиации на пассажирские перевозки в такой аэропорт?
Не удержался и посетил территории аэропорта Кош-Агач во время путешествия по Алтаю в августе 2019 года.
Передо мной предстала картина тотального хаоса и разрухи. Здесь необходимо полностью реконструировать взлетно-посадочные полосы, заново устанавливать навигационное оборудование и строить новый аэровокзал.
Вся территория аэропорта представляет из себя обычную "заброшку" и свалку, которая только отдаленно напоминает гражданский аэропорт.
Заколоченные окна и трещины на здании аэровокзала, отсутствующее ограждение территории аэропорта, огромные швы и трещины на ВПП, коровы вокруг, куча металлолома и строительного мусора.
Прекрасное место для съемок очередного боевика или фильма-катастрофы, но никак не будущего аэропорта.
И уже когда готовил репортаж, наткнулся на очередную "горячую" новость из Алтая — вновь избранный губернатор после совещания с правительством республики, отрапортовал о том, что в 2020 году планируется запустить регулярные рейсы из Кош-Агача в Горно — Алтайск.
А для этого надо всего лишь оградить периметр взлетной площадки, организовать зал ожидания и обеспечить посадочную площадку необходимой инфраструктурой. Где-то уже мы это слышали…
А пока здесь всё так же будут гулять коровы и шуметь ветер в фанерных ставнях здания аэровокзала…
Источник: