фото magadan.49gov.ru14 июля Магадан отмечает свой очередной День рождения. В далеком 1939 году рабочий поселок Нагаево с населением около 27 тысяч человек получил статус города: Магадан (Ольского района Хабаровского края).Тогда большая часть городского населения состояла из заключенных исправительно–трудового лагеря – Севвостлага, ссыльных и вольнонаемных дальстроевцев, прибывших на Колыму как договорники или мобилизованных по партийной и комсомольской мобилизации, а также выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений страны.Стоит отметить, что уже на тот момент в городе располагались десятки административных, промышленных, социально–культурных учреждений, действующих как подразделения государственной структуры – Главного управления строительства Дальнего Севера (ГУСДС) – Дальстроя НКВД СССР.С момента присвоения поселку статуса города власти приступили к широкой застройке жилых кварталов, административных и социальных учреждений, в частности, заложили комплекс больничного городка, проектирование которого осуществили архитекторы Н. Н. Юргенсон и З. С. Бордюкова.Шли годы, менялись эпохи, взгляды и методы правления… Менялся и сам Магадан. Из небольшого поселения Магадан превратился в крупный административный, финансовый, научный и культурный центр, который с каждым годом становится все комфортнее и привлекательнее для проживания горожан. Безусловно, властями города и региона проводится огромный комплекс работ в данном направлении – строятся новые жилые дома и социально значимые объекты, ведется благоустройство улиц, площадей, парков, ремонтируются дороги, появляются новые спортивные площадки, зоны отдыха и многое другое.Как город рос и развивался, чем живет сегодня, что портит его облик и что не удалось реализовать, в предпраздничном интервью газете «Вечерний Магадан» рассказал глава муниципального образования «Город Магадан» Юрий Гришан.– Юрий Федорович, что значит для вас Магадан?– Магадан – это действительно моя Родина. Здесь я родился, вырос, приобрел семью и друзей, воспитал своих детей, здесь прошла вся моя молодость, моя жизнь…Я родился в Магадане в 1957 году. После окончания Омского политехнического института я мог остаться в Сибири (по распределению), но меня тянуло в Магадан, на Родину. Я предпринимал множество попыток вернуться, в том числе писал письма в министерство цветной металлургии СССР с просьбой перераспределить меня в родной город и когда получил положительный ответ, был очень счастлив. По сей день я испытываю чувство удовлетворенности, что тогда я не изменил моему родному городу.Я действительно люблю этот город и горжусь тем, что мне посчастливилось родиться и жить именно здесь. Я думаю, что меня по праву можно считать коренным магаданцем.– Вы в Магадане прожили всю жизнь, расскажите, каким он был, как менялся с годами. Что наиболее ярко запомнилось из того времени?– Город с того времени поменялся кардинально. В конце 50-х Магадан только начал приобретать черты города. Тротуаров не было, вместо них город был выстелен досками. От сырости они разбухали и деформировались, в результате по ним было тяжело и опасно ходить, порой не знаешь, проломится ли под тобой очередная доска или нет. Зимой деревянные тротуары замерзали и становились жутко скользкими, подсыпка в зимнее время практически не велась.Если говорить о проезжей части, то тогда ее не асфальтировали. Дороги были естественными, а раз естественными, значит очень пыльными. Магадан постоянно был в пыли, невозможно было ходить по городу, пыль проникала даже через закрытые окна в квартире. В связи с этим на дорогах города постоянно работали поливомоечные машины.В городе было очень мало машин. В доме, где я жил (Марчеканское шоссе, 33в), у жильцов целого дома было всего два транспортных средства – запорожец и мотоцикл с коляской. Посмотрите сейчас – каждый двор заполнен личным автотранспортом. Практически у каждой семьи есть машина, а порой и не одна.Магаданцы очень много ходили пешком, ведь и общественного транспорта в городе практически не было. Стоит сказать, что многие магаданцы, уже имея свои личные авто, все равно предпочитают пеший путь. Я хорошо помню, как родители, которые были строителями, ходили по различным объектам областного центра, а меня брали с собой, зимой – посадив в санки, летом – за руку, и все пешком.Большая часть города состояла из бараков. Получить «хрущевку» – для людей это действительно было событием.А дворы? Какие все это время были дворы? Светового освещения в них не было, железные качельки и «убийственные» горки, да и вообще о каком-либо благоустройстве в те годы особо и не думали. Современные малые архитектурные формы, уютные лавочки, урны стали появляться последние десять лет. В этот же период во все дворовые территории было проведено освещение.Если говорить о самом населении, то здесь все неоднозначно. Если в 1957 году в городе было 60 000 – 70 000 человек, то спустя пару десятилетий уже 130 000 –
140 000 человек. На сегодняшний день эти цифры подходит к 100 000 человек.Север и Магадан, в частности, стали терять людей в 90-е годы. Люди стали массово уезжать в ЦРС. Но отток коснулся не только нашего города, многих субъектов, особенно Дальнего Востока. Тогда новая экономическая политика Егора Гайдара провозгласила Дальний Восток неконкурентоспособным, поползли слухи об отмене северных надбавок. Это было тяжелое время, но мы выкарабкались, Магадан удержался на плаву. А где сейчас сам Гайдар и его предсказания о будущем Севера?..Да, стоит признать, люди и сегодня покидают Магадан, но и приезжают сюда – из колымских поселков, из других городов страны, и так было всегда.Стоит сказать, что планы советской власти, которые были связаны с развитием Дальнего Востока, во многом схожи с планами нашего правительства. Они четко понимают, что нельзя развивать только Москву и регионы до Урала… Дальний Восток богат (минерально-сырьевыми ресурсами, биологическими ресурсами и т. д.) и его богатство неоценимо.Ситуация по населению – сейчас в городе много временно приезжих, будем их так называть. Люди из других регионов к нам приезжают подзаработать, и это касается не только золотодобывающих предприятий (артелей), но и сфер ремонтов (дорог, домов и т. д.), также весомая их доля и в области торговли. Помню, еще в 80-е временно приезжих было в регионе мало. Наши магаданцы сами занимали эти рабочие места, большими семьями жили и работали в самых отдаленных поселках и были счастливы, потому что они были вместе со своими близкими. Вот она настоящая семья, а не как сейчас – папы по полгода дома не бывает… Это плохо, на мой взгляд.Да и сам город состоял на 99,9% из тех людей, кто постоянно проживал в Магадане. Я шел по городу и практически всех знал. Сейчас, гуляя, встречаю много незнакомых людей, приезжих и это тоже неплохо. Но люди должны соблюдать общепринятые правила, бережно относиться к тому, что их окружает в самом городе. Временщикам, как правило, все равно, в том числе и на элементы городской среды, ведь ему не жить здесь в будущем, он здесь так… временно.– Чем сегодня живет город? Чем, по вашему мнению, он отличается от других городов?– Город становится с годами лучше – это бесспорно. С родным краем связывают свое будущее тысячи колымчан, и для того чтобы их надежды стали реальностью, нам с региональным правительством необходимо приложить серьезные усилия по организации комфортной среды. Наша первоочередная задача – сделать Магадан безопасным и привлекательным для проживания каждого из нас.Как вы знаете, Магадану предстоит некий ребрендинг. В конце июня в региональном правительстве на градостроительном совете презентовали мастер-план – Стратегию пространственного развития Магадана до 2030 года. Сам проект разработала компания ООО «КБ Стрелка» с участием международной команды. Как говорили представители компании, сам проект действительно получился амбициозным. В нем заявлена особая миссия Магадана в XXI веке: Магадан – столица Дальневосточной Арктики с обеспечением ее эффективного освоения и национальной безопасности на северо-восточном фланге России.На мой взгляд, такие изменения Магадану только на пользу, даже если рассматривать с точки зрения географии, – да, Магадан – Дальний Восток, но нужно помнить, что Дальний Восток – он разный. В регионах на Дальнем Востоке (Приморье, Хабаровский край) климатические условия позволяют выращивать виноград, груши, яблоки, арбузы, дыни, черешню и другое. В нашем крае суровые климатические условия нам этого не позволяют делать. Мы хоть и на Дальнем Востоке, но мы все-таки больше Арктика.Я думаю, что ни в одном городе в сто тысяч населения нет таких серьезных проблем, связанных с подготовкой города к зиме, как у нас. Меня часто критикуют за скошенную траву, покосившуюся лавочку и подобное – да, это важно, но, признаюсь, для меня как для мэра значительнее стоит вопрос, чтобы очередной отопительный период прошел без сбоев, чтобы зимой у людей в квартирах было отопление, в кранах была вода, не было проблем с электричеством.Сейчас мы находимся в активной фазе благоустроительных работ, работа коммунальной инфраструктуры в Магадане весьма отличается от других городов, опять же в связи с суровыми климатическими условиями. Помните ту шутку: «9 месяцев зима, все остальное лето…»? Так вот, это про Магадан. Каждый раз наступление зимнего периода для наших коммунальщиков – это непростое испытание.Город, повторюсь, с годами становится лучше, конечно, много поступает критики от магаданцев, но нужно понимать, что в одночасье сделать все и сразу физически невозможно. Мы работаем, мы стараемся, пускай медленно порой, но зато качественно.Говоря о том, чем мы лучше… Есть повод для гордости. Наш парк «Маяк» попал в общий альбом реализованных проектов по городской среде по стране. Президенту этот альбом был представлен, и «Маяк» в нем числился на первом месте. Можно по праву считать «Маяк» визитной карточкой нашего города.Продолжая делиться хорошими новостями, как вам известно – Магадан в 2006 году вступил в Ассоциацию мэров зимних городов мира. Ассоциация мэров зимних городов существует с 1981 года и призвана решать вопросы, связанные с деятельностью зимних городов. В нее входит около 100 северных городов, среди участников организации города Японии, Китая, США, Канады, Республики Корея, Финляндии, Эстонии, Монголии. От российской стороны в нее входят Норильск, Магадан и Новосибирск. На следующий год слет ассоциации мэров зимних городов пройдет впервые в Магадане.– Что, по вашему мнению, сегодня портит облик нашего города?– Безобразное состояние фасадов домов. Обшарпанные фасады – получается, что это и есть лицо города. Очень больно смотреть на них, особенно на центральных улицах, в исторической части города.В городе около 1 100 многоквартирных жилых домов, это я не считаю социальные и образовательные объекты. Вы посмотрите, в каком они состоянии… Да, был создан для многоквартирных домов Фонд капитального ремонта, и тогда людям сказали, что этот фонд во благо, это есть краткосрочный план до 2044 года. Вы, главное, ежемесячно платите, и когда-нибудь очередь дойдет до ремонта вашего дома, к примеру, к концу 2029 года. Но это же неправильно, а если этот дом уже сегодня «кричит и плачет» о ремонте, и с каждым годом его состояние становится только хуже… Что тогда делать? За собственный счет собственники сами должны этот фасад ремонтировать? Но это нереально, ведь ремонт фасада 2-подъездного дома будет стоить примерно 5 – 6 млн рублей. Если разбросать на 30 квартир, то это по 200 тыс. на каждого жильца. Не все вовремя коммуналку платят, о чем можно говорить…У нас есть некоторые дома, которые по 50 лет не видели никакого ремонта – проспект Карла Маркса, 37, 39, 41, 43 и т. д – это центр, это лицо города. Также вся улица Пушкина, Дзержинского, Портовая, проспект Ленина. Если некоторое время за домом не ухаживать, то он разрушается и превращается в развалюху. вот вам живой пример – Ленина, 16.Раньше, до появления Фонда капитального ремонта, мэрия имела возможность через свои собственные программы вкладывать деньги в создание нормального респектабельного облика города. Сейчас, к сожалению, такой возможности нет.– Есть ли то, что по сей день не удалось реализовать в городе и пока данная идея находится на стадии мечты?– Проект «Солнечный Магадан». Проект прошел все экспертизы, произведены расчеты, он много раз был представлен на различных площадках, в том числе и на Восточном экономическом форуме. Различные инвесторы не раз проявляли к нему интерес, но пока серьезных продвижений нет.Проект достаточно интересный, я помню, в 2018 году мы с губернатором выезжали на горнолыжку, и там я впервые рассказал о проекте
Сергею Константиновичу – ему тогда он понравился, и по сей день он его не снимает с повестки дня.
Источник: