ТОП 10 великих русских романов — zarabotok-igra.ru

Вклад России в сокровищницу мировой литературы за два прошедших столетия по-настоящему поражает своей масштабностью и величием. Это почти чудо, что в стране, прошедшей через тиранию царского режима, две мировые войны и сталинские репрессии, нашлось время на создание поистине монументальных романов, поднимающих вечные темы морали и нравственности.

Но не стоит обманываться. Русская литературная традиция всегда противопоставила себя практически всей мировой литературе. Ее постоянное стремление к обустройству и даже переустройству общественных отношений позволяет и сегодня оставаться актуальными даже тем произведениям, которые были написаны несколько веков назад.

Перед вами десять величайших романов, достойных представлять литературу этой великой страны.

1. Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени» (1840)

До выхода этого по-настоящему новаторского романа русская проза была представлена небольшими произведениями, над которыми мощно и однозначно доминировала поэзия Александра Пушкина. Но с появлением лермонтовского Печорина возник новый эталон литературного героя – испорченного, лишенного всякой романтики, стремящегося к идеалам, которым он не в силах соответствовать. Лермонтов провозгласил конец романтизма и начало великой эпохи реализма в русской художественной литературе.

2. Николай Гоголь, «Мертвые души» (1842)

Роман Гоголя – это повествование об одном русском господине, который, приехав в небольшой провинциальный город, предлагает местным помещикам продать ему умерших крепостных крестьян («мертвые души»), которые формально числятся живыми до очередной Всероссийской переписи населения. Этот сатирический авантюрный роман в духе Сервантеса возвышается в гордом одиночестве на фоне всей остальной русской прозы благодаря своей странной и гротескной карикатуре на русскую провинцию. И хотя сам Гоголь утверждал, что он консерватор, молодое поколение XIX века обращалось к его произведениям, вскрывая социальные язвы тогдашней российской действительности.

3. Иван Гончаров, «Обломов» (1859)

В своем романе Гончаров, сделав главным героем представителя русского дворянства, соединил в одно целое актуальные для его времени вопросы общественного и личного характера. Обломов оказался буквально зажатым между «идиллическим» прошлым, связанным с крепостнической Россией, и ее «новым», более либеральным настоящим. Романтизм Пушкина и зарождающаяся школа реализма, пропущенные через творческое сознание Гончарова, слились в образе центрального персонажа воедино, сделав его одним из самых ярких воплощений сущности русского дворянства в переходный период.

4. Иван Тургенев, «Отцы и дети» (1862)

«Отцы и дети» сделали то, что делали до них многие романы русской литературы: стравили молодое и старшее поколение читателей. Когда Базаров, бескомпромиссный нигилист, открыто противопоставляет себя хорошо отлаженным устоям провинциальной жизни, читатели наивно симпатизируют и сочувствуют его радикальным идеям. Но когда убеждения главного героя сталкиваются с неожиданным для него вызовом в виде страстной любви и глубокой нравственной силы, он переживает огромный внутренний кризис, ведущий к полному переосмыслению всех его взглядов и убеждений.

5. Николай Чернышевский, «Что делать?» (1863)

Роман «Что делать?» , написанный в то время, когда автор находился в тюрьме за антиправительственную деятельность, был на протяжении целого полувека любимой книгой революционно настроенной интеллигенции. Главная героиня романа Вера Павловна стремится к свободе и независимости от удушающего консерватизма окружающей ее российской действительности второй половины XIX века.
Ленин утверждал, что это его любимый роман. В героях произведения, с их возвышенными идеями и умонастроениями, он видел прообразы будущих революционеров, пришедших на смену поколению революционных демократов в романе Чернышевского несколько десятилетий спустя.

6. Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание» (1867)

Первый из великих романов Достоевского с его кажущейся на первый взгляд заурядной историей убийства и последовавшими за ним событиями остается до сегодняшнего дня величайшей энциклопедией жизни российского города XIX века, вместившей самые разные сведения: бедность, религия, семья и, конечно, злодейство. Решение Раскольникова, бывшего студента, поглощенного наполеоновскими идеями об исключительности, совершить убийство старухи-процентщицы, приводит к самым грандиозным личностным трансформациям, когда-либо зафиксированным в художественной прозе.

7. Лев Толстой, «Война и мир» (1863 – 1869)

Грандиознейший Белый кит русской литературы роман «Война и мир» объемом в 1300 страниц вместил в себя сотни характеров и сюжетов, разворачивающихся на фоне провалившегося наполеоновского вторжения 1812 года. Толстого нередко критиковали за манеру повествования, но описание эволюции его пяти главных героев – от детской наивности до опыта взрослых, многое переживших людей – удивительно точно рисует картину частной и общественной жизни в России начала XIX века.

8. Лев Толстой, «Анна Каренина» (1875-1877)

Еще до того, как популярная американская телеведущая и продюсер Опра Уинфри похвалила величайшее произведение Толстого о взрослой и семейной жизни русских аристократических кругов, роман «Анна Каренина» был одним из самых значимых произведений европейской литературы. Гораздо меньший по объему и количеству персонажей, чем «Война и мир», этот роман стал величайшим образцом реализма и наряду с «Мадам Бовари» Флобера и «Миддлмарч» Элиота однозначно является эталонным в этом жанре.

9. Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы» (1879 -1880)

Выбрать какое-то одно произведение из огромного литературного наследия Достоевского очень трудно, но роман «Братья Карамазовы» не только продолжает сохранять статус одного из самых влиятельных произведений русской литературы, но и остается по-прежнему одним из самых читаемых. Отчасти – история таинственного убийства, отчасти – исследование о вере, роман повествует об убийстве отца одним из четырех братьев и, подобно многим другим произведениям, со всей своей грандиозной, тревожащей силой провидения настойчиво поднимает вопрос о существовании и смысле Бога.

10. Максим Горький, «Мать» (1906)

Одно из первых крупных произведений литературы социалистического реализма роман Горького «Мать», повествуя о жизни русской провинции в конце XIX века, разоблачает всю абсурдность и несостоятельность царского режима. Взяв за основу историю жизни своей бабушки, Горький создает глубоко проникновенную картину русской жизни, с постепенно зарождающейся в ней потребностью идеологического переосмысления действительности. Через десятилетие с небольшим это оказало огромное влияние на революцию большевиков, изменившую Россию навсегда.

Источник: batop.ru

Добавить комментарий