Конвенция Монтрё о статусе проливов продолжит свое действие и после ввода в строй канала «Стамбул». Об этом в среду, 30 июня, заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в ходе пресс-конференции с главой российского МИДа Сергеем Лавровым в Анталье.
Больной человек Европы: Турция стала слабым звеном мировых финансов
Падение лиры стало неконтролируемым, и ресурсов удержать ситуацию под контролем у Анкары уже нет
«Конвенция Монтрё не связана с каналом «Стамбул», и, наоборот, канал никак не связан с конвенцией. Монтрё будет применяться нами без изменений, как и было до этого», — сказал глава турецкого ведомства, выступление которого транслировал телеканал NTV.
В свою очередь, Лавров отметил, что Россия удовлетворена взаимодействием с Турцией по конвенции, добавив, что во время переговоров было зафиксировано, что планы строительства канала «Стамбул» никоим образом не будут затрагивать параметры присутствия в Черном море военных флотов иностранных государств.
26 июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал старт строительству канала «Стамбул», который будет проходить параллельно Босфору. Он акцентировал внимание на подсчетах экспертов, согласно которым к 2050 году через Босфор будет следовать 78 тыс. судов в год, тогда как безопасная пропускная способность пролива составляет 25 тыс. судов.
15 апреля в Турции заявили, что канал «Стамбул» не будет иметь отношения к режиму прохода военных кораблей в рамках договоренностей конвенции Монтрё, которые страна продолжит соблюдать.
Конвенцию Монтрё о режиме черноморских проливов приняли в 1936 году. Она восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы. Документ сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы.
«Стамбул» — проект судоходного канала, который соединит Мраморное и Черное моря в обход пролива Босфор с его особым статусом. Длина канала «Стамбул» составит 45 км, минимальная ширина дна — 275 м. Глубина определена на уровне 21 с лишним метров. По словам Эрдогана, новый канал планируют построить за шесть лет. На его реализацию направят $15 млрд.
По берегам новой водной артерии будут построены города с населением в 500 тыс. человек, что также снизит нагрузку на мегаполис.
Источник: