Сплав по реке Битюг или трое в лодке, считая собаку — zarabotok-igra.ru

Битюг… Многочисленные песчаные пляжи, просторные плёсы и обширные заводи, узкие и быстрые протоки – всё это обозревается при путешествии по воде, да и по берегу тоже. Поистине волшебная река этот Битюг. Давно мечталось, давно хотелось не просто искупаться в этой реке, не стоять лагерем или жить на базе отдыха, а именно осуществить сплав вниз по течению. До этого у нас был опыт путешествия на байдарках по Хопру в течении нескольких дней.

Но с появлением в нашей семье крупной собаки, этот вид водного транспорта сразу отпал. Джерри настолько активна и непоседлива, что перевернула бы нас в тесной байдарке еще в самом начале пути. И вот, как-то само собой вышло — купили надувную лодку, достаточно вместительную для того, чтобы уместить нас втроем с кучей вещей и провиантом. Решение найдено! Нужно только выбрать место, откуда начать свой мини-круиз и, главное, где безопасно оставить машину. Ведь мы привыкли путешествовать одни и сами все организовать без помощи тур-агенств.

Поизучав информацию в сети, благо ее очень много, просмотрев фотографии этой живописнейшей речки, поспрашивав друзей-знакомых, решаем остановится на селе Шишовка Бобровского района (51.246851, 40.199066). Именно здесь, подробно изучая спутниковые карты, я нашла небольшой туристический кемпинг прямо на берегу реки. А значит, есть вероятность за адекватную плату договорится насчет машины? И мы отправились в путь, как только пришли выходные, не откладывая.

Через пару часов езды мы оказались у ворот кемпинга, позвонили по указанному номеру на табличке и к нам вышла женщина. Оказалось, это одно из популярных мест откуда начинаются многие маршруты по реке Битюг на байдарках. Мы приехали куда нужно. За сущие копейки 100 рублей оставляем Слоника в лагере и надуваем лодку. Стараемся все делать оперативно, перетаскиваем и укладываем весь наш скарб, чтобы еще осталось место для нас с собакой и всем было удобно. Уложились за час в итоге. Пока ковырялись на пирсе, мимо нас проплыла большая компания на байдах, все приветливо здоровались и восхищались красавицей Джерри. А мы уже предвкушали, для нас это было впервые — плыть в лодке несколько дней с собакой. Но все когда-то бывает в первый раз. Стартуем!

Почему именно Шишовка? Здесь много зелени и разнообразные ландшафты — с одной стороны бескрайние холмы, с другой лес. Ниже села река делает крутые виражи, берега лесистые, много песчаных пляжиков. Вишенкой на торте является Хреновской бор – самый южный естественный сосновый лес России. Здесь наиболее живописные места на Битюге, в бору мы встанем на ночевку. Наша пушистая подружка сразу заняла свое место, не покидая пост на протяжении всего пути.

Отдых с собакой имеет свои плюсы и минусы. Поначалу Джерри очень эмоционально реагировала на само нахождение в лодке, она суетилась, перемещалась и вела себя достаточно беспокойно. В итоге она нашла удобное положение именно на носу нашего судна, свесив голову наблюдала за подводным миром, пыталась достать лапкой рыбок или растения. В какой-то момент она даже спрыгнула в реку на полном ходу. Надо ли говорить, что все ноги и пол в лодке были мокрыми, а кроссовки можно было выжимать.

Но со временем собака успокоилась, ее эмоции переросли в большой интерес и вот уже спустя несколько часов впереди нас плыл серьезный штурман, горделиво посматривая на проплывающих мимо байдарочников. Спокойствие и умиротворение вместо суеты и скакания воцарились на нашем кораблике. Да и было от чего словить весь этот дзен — вокруг пейзажи сменяли один другого краше, а восхитительная прозрачность воды в Битюге поражала воображение.

Но все нужно делать в меру, проплыв часок-другой, останавливаемся на привал размять лапки и дать все осознать собаке. Видели бы вы, что вытворяла эта четвероногая егоза — они тоже умеют радоваться, получать удовольствие и баловаться. Она носилась по поляне, нарезая круги, во весь рот улыбаясь и вывалив язык от усталости. А потом Джерри сама запрыгнула в лодку — давайте ребята, поплыли уже дальше!

И мы поплыли. А мимо нас обгоняли байдарочники, здоровались снова, много улыбались, глядя на Джерри, спрашивали как зовут собаку, просили погладить.

Сколько радости и удовольствия принес этот нестандартный сплав от общения со своей любимой собакой, от общения с приятными людьми-единомышленниками. Битюг понравился абсолютно всем, включая четвероногих.

Спустя еще какое-то время останавливаемся на обед. Пришвартовываем лодку к мосточку, выходим на поляну. Здесь есть столик и лавочки, мусорный бак — место явно сделано для стоянки культурных людей. Что же, быстренько раскладываем газовую плитку и отвариваем на ней сосиски, режем овощи, завариваем чай.

Джерри бегает вокруг, изучая территорию, ей тоже полагается обед, только в отличии от нас у нее колтычки и любимые говяжьи ушки. Середка полна, концы заиграли — двигаем дальше.

Вода в реке не перестает удивлять зеркальной прозрачностью. За каждым новым поворотом вид еще интереснее предыдущего. Хотя, может показаться, что все мои фотографии похожи — сняты с лодки 🙂 Но для меня это было в новинку.

Преимущества сплава по реке на лодке — необычные ракурсы, которые не снимешь с берега. Проплываем под склонившимся над Битюгом деревом. Успеваю снять кадр как раз в этот момент. С берега такого бы не получилось 🙂

Интересно название реки Битюг. Это левый приток Дона в Тамбовской и Воронежской области России, обозначает "верблюд", вероятно, из-за своей необыкновенной извилистости. Битюг имеет целых 10 левых притоков и 7 правых. В связи с закрытием сахарных заводов в бассейне реки Битюг экология резко улучшилась. Край выглядит безлюдным и нетронутым цивилизацией.

Вечерело. Мы начинаем присматриваться к пляжикам, выбирая себе место под ночевку. Первый понравился своим золотым песочком, но не был достаточно уютным, на нем присутствовали следы человеческой жизнедеятельности, это оттолкнуло. Второй пляж был весь поросший кустарником и неудобным подъемом, хотя привлекал своими пейзажами. Я предложила не спешить, до заката оставалось еще около часа, и попытать счастья в третий раз. И все получилось! Именно третья попытка подарила нам чудесный песчаный пляж, закрытый со всех сторон густым лесом, да еще и с дровами, заботливо сложенными под деревом. А какой отсюда открывался вид…

Мне очень нравится эта фотография, нравится пейзаж, цвет неба и Джерри, так удачно попавшая в кадр. Здесь разбиваем палатку, готовим на плите вкуснейшие макароны по-флотски с говяжьей тушенкой от "Армии России". Кстати, теперь покупаем только ее — мяса много, жира практически нет, вкус очень приятный. Позаимствовав пару-тройку бревнышек, разводим костер, пьем винишко, наслаждаемся закатом и тишиной. Ни комаров, ни холода, ни каких-либо других беспокойств. Очень комфортное "правильное" место нашли.Так и уснули. Новый день заиграл новыми красками и начался очень рано, потому что кое-кто любит поиграть в 5 утра.

Позавтракали яичницей с овощами, попили чайку с печенюшками, накупались и стали собирать лагерь. Нужно плыть дальше, интересно, что там за поворотом?

Кажется Джерри очень рада меня видеть, у нее всегда хорошее настроение, она готова целоваться. Девчонка очень темпераментная, от большой любви даже прикусила меня за нос 🙂

В первый день Битюг напоминал узкую тропическую речку, петляющую по бушующей зеленью местности. На второй день сплава река постепенно расширялась, водная гладь все так же отражала берега, но глубина явно выросла, дна уже не было видно. Течение замедлилось, появилось множество белоснежных лилий.

Еще прошлым вечером, прогуливаясь по окрестностям нашего пляжика, мы обратили внимание на мощеную из досок тропу, которая вела глубоко в лес. Теперь проплывая, мы продолжали видеть ее то и дело из-за деревьев. И это не случайно. Вокруг нас Хреновской Бор. Джерри, уморенная солнцем, сразу же оживилась от сменявших друг друга пейзажей.

Сосны, много сосен! Хреновской бор, который занимает левый берег реки Битюг. Он раскинулся на пойме, надпойменных террасах и в пристепной полосе. Растительность бора насчитывает более тысячи дикорастущих видов. Бор богат разнообразной флорой и фауной.

Виды вокруг стали вдруг масштабнее из-за высоченных и очень мощных деревьев. Здесь огромные витиеватые дубы смешались с пушистыми и раскидистыми соснами. На воде цвели лилии, вокруг которых летали изумрудные стрекозки. Брызги от весел переливались на солнце. Очень яркая и насыщенная картина окружала нас на реке Битюг.

Среди деревьев вдруг показались постройки. Это территория Вислинского затона. Площадь 15 га. Старица Битюга, которая сообщается с рекой в нижней части. Здесь на надпойменной террасе стоят двухсотлетние сосны, в воду ведет песчаный пляж, в воде, словно в прозрачном аквариуме бушует зелень. Проплываем какую-то шикарную то ли базу отдыха, то ли частный комплекс. Постройки достаточно новые, белоснежные беседки, собственная часовенка, ухоженные террасы. Остановились на противоположном берегу, дабы получше рассмотреть красоту.

В тени могучих дубов приятная прохлада. Немного переводим дух, поднявшись по лесенке. А мимо проплывают люди в байдарках. Благодать.

И небо какое синее… На протяжении ста тридцати лет Хреновской бор служил предметом исследований лесоводов, ботаников, энтомологов, почвоведов. Его прошлое изучали виднейшие биологи и почвоведы. Во время Великой Отечественной войны бор не только укрывал наши войска от фашистских самолетов, но и давал народному хозяйству сотни тысяч кубометров древесины, много смолы и ягод.

Шел второй день сплава по реке Битюг. Второй день услады для глаз в виде изумительных пейзажей, песчаных пляжей, прозрачного подводного мира.

Ближе к двум часам дня останавливаемся на обед. На этот раз у нас вкуснейшая жареная картошечка с очередной порцией тушеного мяса. После чего сильно потянуло в сон. Джерри наконец-то успокоилась и свернулась калачиком в лодке.

Сверяясь с картой, мы уже подплывали к конечной точке маршрута — для нас это село Коршево (51.184076, 40.143524). По-моему получилось замечательное путешествие для первого раз с собакой. И кстати, именно в этот момент у меня перестала работать камера.

А это последний кадр на флешке фотоаппарата. Я специально не стала ретушировать капли. Что-то в этом есть… Уже дома фотик несколько дней не включался, уже думала отдавать его в сервис. Но, вероятно, тоже отдохнув от нашего мини-круиза и переварив все увиденное и им запечатленное, аппарат снова пришел в себя и заработал. Такая вот мистика Битюгская?

Сплав втроем с собакой на резиновой лодке — это здорово и дарит незабываемые впечатления. Это особое чувство единения с природой, своим четвероногим другом. Меньше слов, больше мыслей. Чистая голова, как прозрачность в реке. Всего каких-то два дня перезагрузили голову так, что показались неделей. Это был хороший отдых от людей, от цивилизации и от самих себя тоже.

P.S. В комментариях часто спрашивают, как добирались обратно к машине. Отвечаю — зеленоглазое Боровское такси 🙂 А если точнее: заранее вызнали, какие службы такси работают в ближайшем селе (Бобров) к месту окончания маршрута. Причалили к пристани, позвонили и вызвали такси, которое к слову приехало за 5-7 минут. Серёжа отправился на такси за машиной нашей вы кемпинг и вернулся за нами с собакой, мы ждали в лодке на берегу 🙂