Когда я написал о стоимости реставрации своей Пантеры, многие в комментариях отозвались: зачем считать? Это ведь для души, а значит, никаких денег не жалко!
Отвечаю: считать – это не про «жалко» или «не жалко». Это нужно для понимания того, что вообще происходит. Для опыта. Деньги – они в принципе любят счет. Можно, конечно, жить и так: есть деньги – веселимся, нету – чего их считать? Таких людей мы все, думаю, слышали и видели этой весной, когда полстраны осталось без работы.
Но не будем отвлекаться. Считать расходы надо, во-первых, для того, чтобы в следующий раз (если он будет) уже четко представлять себе, во что вписываешься. Во-вторых, это полезно для окружающих – тех, кто раздумывает, не ввязаться ли в подобную авантюру. В конце концов, чужой опыт – самая дорогая вещь, которую можно получить бесплатно.
Итак, сколько стоит реставрация старой, уставшей машины? Ответ зависит от многих переменных – начиная с Вашего места жительства и заканчивая, что очевидно, маркой автомобиля. Каждый случай индивидуален, поэтому я сразу озвучу конкретные параметры, а Вы уже будете смотреть, какие поправки нужно внести в лично Вашем случае.
Для простоты возьму за основу ту задачу, которая в свое время стояла передо мной – восстановление «Волги». И дело не только в том, что я лучше знаю эту ситуацию. Просто по затратам "Волга" представляет собой нечто среднее. Так, восстановление «Москвича-412» или «копейки» обойдется ощутимо дешевле (да и найти их в идеале из дедушкиного гаража куда как проще), а породистого «немца» — в разы дороже.
Итак, допустим, Вы живете в Петербурге, и у Вас под окном стоит классическая «Волга» массовой серии на базе ГАЗ-24 (на которой делалось все вплоть до модели 31105). Ржавенькая, уставшая, но технически исправная. Вы хотите, чтобы она стала «как новая» — то есть сток, без всяких «проЭктов». При этом Вы по какой-то причине (не умеете/не хотите/нет времени) не будете делать все своими руками, а обратитесь к специалистам. Какие расходы закладывать?
Сначала дам простой ответ: миллион.
Выдохнули? Теперь давайте разложим все по полочкам.
Первое: Вам нужен хороший гараж или машиноместо. Сразу, без всякого «потом накоплю и куплю». Потому что эксплуатация Вашей «Волги» теперь будет строго сезонной. Да, я знаю людей, которые мечтают отреставрировать свою машину и кататься на ней круглый год. Ключевое слово – «мечтают». Я не знаю ни одного человека, который реально привел бы свою машину в идеал и после этого катался бы на ней зимой в Питере. Даже те, кто перед реставрацией говорил про «круглый год», потом как паиньки стали ставить машину в гараж на зиму. Еще бывают люди, которые приезжают в Питер из других регионов на идеальных «Волгах» и начинают гонять на них зимой со словами «да у нас тоже сыро и реагенты, да ниче ей не будет». Через пару лет, посмотрев на результат и выдав замысловатую матерную тираду, они тоже бредут покупать или снимать гараж. Как метко сказал однажды Стас Асафьев, "три зимы в Питере — это как двадцать зим в Барнауле или сто зим в Сочи". Так что подберите своей любимице домик.
Итак, гараж или машиноместо – 200 тысяч.
Второе: кузовное железо. На «Волги» с железом беда, при этом – парадоксально – чем проще была модель и чем больше их наштамповали, тем хуже ситуация. Например, новые хромированные бампера на 3102 найти не в пример легче, чем хром на бампер 3110. Поэтому иногда имеет смысл поискать «донора» — машину в идеале «из дедушкиного гаража», но с проблемными документами («вечный учет»). Такие экземпляры редко, но встречаются. Если Вы – человек не сентиментальный, можно даже взять экземпляр с ровными документами. У меня лично рука не поднимется распиливать живую «Волгу», но Вам я советовать ничего не вправе. Иногда это действительно окажется проще и дешевле, чем собирать железо по всей стране.
Итак, эта статья бюджета – около 100 тысяч рублей.
Третье: кузовной ремонт и покраска. Самая большая статья расходов. В части покраски она же и самая предсказуемая: качественная покраска машины стоит в Питере около 200 тысяч рублей. Да, найдутся люди, которые возьмутся за работу за существенно меньшие деньги, скажем, за 100 тысяч. В 99 случаев из 100 покраска обойдется Вам в итоге в 300 тысяч: сотка первому «мастеру» и две сотни тому, кто потом сделает все еще раз нормально. Подумайте сами: зачем человек будет красить за 100 тысяч, если он может делать это за 200? Избытка хороших кузовщиков и маляров у нас на рынке нет. Кроме того, не каждый возьмется за старую машину, особенно отечественную – делать кузовной ремонт свежих иномарок ощутимо проще и выгоднее.
Так что не слушайте «авторитетных баяр» на гнилых полутрупах, которые всегда все знают лучше всех и будут Вам втирать, что все очень просто и дешево (но сами при этом никогда ничего не делали, запчасти собирают по помойкам, а машину подкрашивают из баллончика).
Впрочем, возможно, покраска за сотку Вас тоже устроит. Если для Вас главное – чтобы машина прикольно смотрелась в Инстаграме, сфотканная на камеру смартфона на полутемной подземной парковке гипермаркета. Но тогда у меня встречный вопрос – может, ничего не красить, а просто обойтись Фотошопом? Он вообще бесплатный.
Теперь про кузовной ремонт. Поскольку Вы меняете ряд элементов кузова, возникает трудоемкая операция подгонки деталей, выставления зазоров и т.п. В целом на работу с «железом» имеет смысл закладывать не меньше 100 тысяч рублей. А дальше все зависит от Вашей фантазии и хотелок – качественная шумо-вибро-изоляция, например, обойдется Вам еще в сотку.
Итого – от 300 тысяч рублей.
Четвертое: салон. Ну не бывает так, что кузов сгнил, а салон в идеале! Сейчас Вы этого не замечаете, но когда снаружи машина будет сверкать, усталость салона непременно бросится в глаза. Что именно потребуется менять или освежать, я не знаю (обычно руль, сиденья, дверные карты). Как минимум понадобится хорошая химчистка. Сюда можно заложить еще тысяч пятьдесят.
Пятое: «начинка». Да, мы исходим из того, что Ваша машина исправна (а значит, ей не потребуется дорогостоящая переборка двигателя или коробки). Но раз уж мы ее делаем, имеет смысл привести в идеал ходовую, сменить расходники и так далее. Поверьте, те мелочи, которые вообще не парили Вас на убитом ведре, будет несказанно бесить на отреставрированной машине. Тысяч пятьдесят сюда заложить просто необходимо.
И вот в итоге рисуется цифра 700+. То есть вроде бы вполне реально уложиться в 750-800 тысяч. Если так и получится – отлично! На сэкономленные деньги можно съездить отдохнуть на море или купить жене норковую шубу (если жена еще не развелась с Вами, узнав, куда Вы угрохали весь семейный бюджет). Но я бы на это особенно не рассчитывал (я про сэкономленные деньги, а не про развод, если что). Потому что в процессе ремонта обязательно вылезает тысяча и одна мелочь, которую невозможно предусмотреть заранее. Какая-нибудь деталь исправно работала, пока ее не трогали, а тронули – она и отвалилась. Какой-то элемент выглядел вполне бодро, пока его не начали зачищать, а как начали… замена, без вариантов. И это будет обязательно. И вот уже заветный миллион не то что замаячил на горизонте, а встал перед нами в полный рост.
И это мы еще взяли довольно оптимистичный сценарий. При котором Вы правильно выбрали мастеров, и они сделали все пусть небыстро и недешево, но качественно и с первого раза. А так бывает, мягко говоря, далеко не всегда. От чистой потери денег и времени застраховаться нельзя – можно только снизить риски.
Да, не исключено (и даже вполне вероятно) что при правильном, грамотном подходе и большом везении конечная сумма окажется меньше миллиона. 800, 700, даже 600 тысяч… Миллион в данном случае – это не минимум, а та сумма, которая гарантирует, что при отсутствии серьезных ошибок и неудач Вы доведете процесс до успешного конца. Если изначально заложить существенно меньше, то велик риск, что в какой-то момент Ваша реставрация «зависнет» на половине пути. Излишний оптимизм еще никого до добра не доводил. Автомобилей, в которые вбухана куча сил и средств, а в итоге они так и не выехали на дорогу, гораздо больше, чем вы можете себе представить. На их фоне даже моя не слишком удачная реставрация Пантеры – история с умеренно счастливым финалом.
Еще один вопрос, который возникает при виде столь круглой суммы – может, просто отдать машину профессионалам, которые отреставрируют ее целиком? Ну, заплачу на сотку больше, но сэкономлю кучу сил, нервов и времени?
Сама по себе мысль более чем разумная. Вот только найти профессионалов – задача небанальная. Высказывания в стиле «косячат все, доверять нельзя никому» я слышал от целого ряда людей, отреставрировавших далеко не одну и не две машины. Поэтому фирму надо выбирать особо тщательно и все равно контролировать, контролировать и еще раз контролировать. Лично я на сегодняшний день не знаю людей, которым отдал бы машину для реставрации «под ключ» с чистой совестью. Правда, я их пока всерьез и не искал.
Источник: