По следам исчезнувшей цивилизации: заброшенный аэродром во Владимирской области — zarabotok-igra.ru

Путешествуя по глубинке, часто думаю, что Россия — страна брошенных. Людей, территорий, смыслов. Аэродромов

Эта история начинается в лесах Владимирской области, куда я отправился на Аркане.

Здесь, недалеко точки слияния рек Клязьма и Пекша, мой друг несколько лет назад построил небольшую турбазу для своих — преимущественно, мотоциклистов-эндуристов.

Для начала поехал смотреть на речки.

Места действительно невероятно красивые.

Точка слияния двух рек.

В течение нескольких дней я катался по песчаным дорожкам живописных сосновых лесов, наслаждался туристическим бытом.

На базе есть несколько фэтбайков, хорошо подходящих для песчаных дорог, но я взял с собой свои велосипеды

Плавал на SUP-доске по старице — старому руслу реки Клязьма.

Украшенная по берегам желтыми и белыми кувшинками, перегороженная бобровой плотиной глубокая подкова когда-то отделилась от основного потока реки в процессе меандрирования, занявшего сотни лет. На берегу старицы растут гигантские дубы. Вечность везде вокруг, торопиться не хочется.

В свободное от SUP и велосипеда время, гонял на квадроцикле по лесам и полям. База — лишь часть обширной частной территории на берегу Клязьмы, с трех сторон окруженной лесным массивом. Участки продаются, но не кому попало, поэтому соседей почти нет.

Вид на лес и территорию базы с коптера

Здешние леса и поля хранят множество секретов, в том числе военных — например в нескольких километрах в том же лесу расположен большой городок воинской частью, которая раскинулась на оба берега Клязьмы.

Между ними — мост, попасть на которой можно только по специальному пропуску. Объезд занимает более 50 км — просто для того чтобы попасть на противоположный берег реки с мутными от песка водами и быстрым течением неширокого потока.

Через эти самые леса, по обозначенной на экране Osmand пунктиром дорожке, слегка подтопленной прошедшем накануне ливнем, мы и отправились в поисках приключений, а именно — заброшенного аэродрома Цепелево.

Дорога петляет по по лесу, карабкается в поля, разделяясь на несколько колей там, где основную затопило или размыло до полной непроходимости.

Воздухозаборник на Arkana расположен на уровне середины радиаторной решетки, так что ходом в лужи лучше не запрыгивать, но в целом легко проехали маршрут, лишь один раз включив режим блокировки муфты системы полного привода.

Кривая полевая дорога вскоре вывела на прямую, как стрела, но узкую асфальтовую дорогу, заросшую по краям высокой травой. Вскоре сбоку показался широкий, живописный водоем, отгороженный плотиной, по которой и шла дорога.

На берегах — отдыхающие и рыбаки. А когда-то на этом месте были… живые деревни, существовавшие испокон веков. А если точнее, с конца 17 века.

В семидесятых годах прошлого века было решено построить по соседству огромный животноводческий комплекс. Соответственно, потребовалось много воды для того, чтобы поливать поля, выращивая корм скоту. Для этого речушка, текшая мимо деревень Брызгуново, Коптево и Тарасово была перегорожена плотиной. Жителей поставили перед выбором — или уехать, или переселиться в квартиры домов свежепостроенного рядом рабочего поселка животноводческого комплекса под названием Заречное.

Часть жителей согласилась на эти условия, а остальные уехали. Вскоре некогда крепкие деревни навсегда скрылись под водой. На берегу озера стоит стелла в память о погибших в годы ВОВ, построенный на деньги жителей снесенных деревень. Рядом — еще один монумент с надписью “"1678-1979. Памятный знак на месте бывших деревень Брызгуново, Коптево, Тарасово. Прохожий, склони голову в память о живших здесь веками русских людях. От потомков". Каждый год люди собираются тут 9 мая, чтобы вспомнить былое.

Расположенный неподалеку аэродром Цепелево — еще один безмолвный свидетель эпохи преобразований. Очередные “следы давно исчезнувшей могущественной цивилизации”.

В Советском Союзе действовала мощнейшая система так называемой сельскохозяйственной авиации. Самолёты Ан-2, вертолеты Ми-2 и Ка-26 базировались на сотнях, если не тысячах небольших аэродромов (т.н. химполос), расположенных по соседству с колхозными полями. На момент девяностого года, в одной только Владимирской области было более полусотни химполос — небольших аэродромов с ВПП длиной 400-500 м.

С самолётов, названных “кукурузниками”, проводилась регулярная химобработка полей химикатами для удобрения и борьбы с вредителями. Когда Союз рухнул, колхозам стало не по карману содержать собственные авиаотряды — не хватало денег даже на наземную обработку полей.

Конечно, у опыления полей при помощи самолетов было множество недостатков. Например облако гербицидов при неправильной поправке на метеоусловия могло накрыть какой-нибудь жилой район, и так далее. Вместе с тем, использование наземных опрыскивателей тоже не всегда возможно и эффективно — например, весной, когда поля мокрые и вязкие, наземная техника далеко не всегда может пройти по полю. Но экономические причины гибели химавиации просты и понятны — даже наземные опрыскиватели многим хозяйствам не по карману, что уж говорить про самолеты.

В итоге большая часть этих аэродромов была ликвидирована — бетонные плиты, из которых зачастую состояло покрытие, были разворованы. Но многие полосы до сих пор существуют, их используют авиамоделисты и пилоты малой и сверхлегкой авиации. На такой полосе вполне может приземлиться “пайпер” или “цесна”.

Щербатый асфальт ВПП в Цепелево местами рассечен полосами травы. Состояние покрытия — не как у гоночного трека, но в целом — вполне рабочее.

Въезд на рулежку ограничен огромной кучей удобрений, хранящихся прямо так — под открытым небом. А когда-то все было иначе, и агрономы готовили смеси в специальных емкостях, которые заканчивались в баки Ан-2.

Встречаем тут мотоциклистов с нашей базы.

В постройках и ангарах аэропорта — полная разруха.

Мусор, следы тусовок неблагополучной молодежи и бродяг.

Впрочем, неудивительно — в деревнях ничего ценного не пропадает, так что тут нет ни оконных рам, ни дверей, ни даже бетонных плит, некогда накрывавших глубокий дренажный канал по периметру базы.

В таких местах совсем не хочется думать о судьбах страны — лишь мечтать о том, что когда-нибудь на этой полосе снова возникнет жизнь, а в небе будут кружить небольшие частные самолеты. Утопия? Возможно. Но верить-то хочется в прекрасное, а не в разруху…

Друзья, я всегда рад вашим дополнениям и комментариям. Если материал понравился, буду признателен за репост!

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий